Михаил Касьянов: региональные избиркомы боятся пустить нас на выборы

Михаил Касьянов

Лидер партии ПАРНАС рассказал «Голосу Америки» о трудностях избирательной кампании для российской оппозиции

«Демократическая Коалиция», созданная несколькими российскими оппозиционными организациями, пытается бороться на региональных выборах, которые пройдут осенью этого года, за места в законодательных органах власти нескольких регионов. В Новосибирске активисты партии ПАРНАС держат голодовку, объявленную после того, как избирательная комиссия Новосибирской области в понедельник отказала им в регистрации списка кандидатов. Оппозиционеры уже подали заявку в городскую администрацию Новосибирска на проведение протестного марша с критикой действий избиркомовских чиновников. В других городах России оппозиционные политики также встречают противодействие государственных органов, в том числе и правоохранительных структур.

Стоит напомнить, что «Демократическая Коалиция» намерена участвовать в выборах четырех областных парламентов – Новосибирского, Калужского, Костромского и Магаданского.

О том, почему российская власть не регистрирует оппозиционных кандидатов, Русская служба «Голоса Америки» спросила одного из основателей «Демократической Коалиции», лидера партии ПАРНАС и бывшего премьер-министра России Михаила Касьянова.

Данила Гальперович: Что сейчас происходит в вашей региональной избирательной кампании, как вы оцениваете уже состоявшиеся отказы в регистрации кандидатов?

Михаил Касьянов: Пока мы ощущаем, что по всем регионам, где мы пытаемся участвовать в выборах, нам чинятся всяческие препятствия, везде нам отказывают на уровне областных избирательных комиссий. В Костроме еще вмешалась полиция – арестовали нашего соратника Андрея Пивоварова. Есть проблема в Калуге со сбором подписей – там разные провокационные действия допускаются так называемыми «токсичными сборщиками», другими словами, провокационными сборщиками, которые намеренно фальсифицируют материалы и сдают их в наши штабы. Так было в Новосибирске, и так происходит в Калуге.

Пока я не могу сказать, координируется это все федеральными властями или нет, но попытка местных и региональных властей в четырех регионах не допустить демократическую коалицию на базе партии ПАРНАС к региональным выборам сентября этого года налицо.

Мы подаем в Новосибирске, где у нас получен отказ в регистрации, жалобу на незаконные, по нашему убеждению, действия областной избирательной комиссии, и подаем жалобу в Центральную избирательную комиссию России в Москве. Это и будет тестом: если весь тот произвол, который творился в Новосибирске – хамство, какие-то комические истории, которые во время заседания областного избиркома происходили, если это все будет одобрено ЦИКом в Москве, тогда, конечно, это будет ярким подтверждением того, что есть общий сигнал из Кремля: не пускать реальную оппозицию на выборы.

Д.Г.: С одной стороны, подконтрольные российской власти медиа постоянно говорят о том, что у вас нет сил, нет популярности, нет ресурса поддержки людей, а с другой стороны, ведется кампания, о которой вы рассказываете, и которая, в общем-то, у всех на глазах – есть множество публикаций в Интернете по поводу того, что, в частности, происходило в Новосибирске. Что это показывает?

М.К.: Как раз, это и удивляет и наших активистов, и просто людей, поддерживающих нас. Раз такая пропаганда идет, что мы – маргинальные оппозиционеры, никто нас не поддерживает, то почему же нас не пускать на выборы?! Более того, как вы знаете, ПАРНАС лишили права участия в региональных выборах без сбора подписей. Ситуация комичная – мы имеем право участвовать в федеральных выборах без сбора подписей, а вот на региональных выборах мы не имеем права без сбора подписей участвовать.

Но даже в этом случае, при том, что мы проводим сбор подписей, нам все равно ставят препятствия. Они боятся пустить нас, как они всем рассказывают — маргинальную партию, непопулярных наших кандидатов, боятся пустить на выборы. Здесь важный фактор то, что, когда мы говорим о «Демократической Коалиции», говорим о нашей партии ПАРНАС и других организациях, то мы говорим о коллективной политической воле, о коллективных действиях команды. Я думаю, что у нас зарегистрируют, наверное, одного-двух-трех одномандатных кандидатов, но одномандатные кандидаты – это не партийный список, это не командная история, что называется. Поэтому я вижу, что в этом существует разница. Вижу, что власти боятся именно консолидированной, командной, коллективной политической воли на участие в выборах.

Д.Г.: Как вам кажется, насколько влияет на действия российской власти в отношении вас то, что у вас состоялся альянс с Алексеем Навальным и его сторонниками, которые и организовали голодовку в Новосибирске?

М.К.: Я хочу подчеркнуть, что эта консолидация у нас – не только с «Партией Прогресса» Алексея Навального. В коалицию входят еще и другие организации такие, как партия «Демократический выбор» Владимира Милова и Либертарианская партия, «Партия 5 декабря», нас поддерживает движение «Открытая Россия» Михаила Ходорковского.

Поэтому это больше, чем просто объединение двух партий. Да, наши две партии ПАРНАС и «Партия Прогресса», наиболее активны, но это не вся история – наш блок гораздо шире. Поэтому я и подчеркиваю, что вопрос объединения усилий, вопрос коллективных усилий, вопрос коллективной политической воли – это пугает власть. Для них это – неожиданный такой вариант, что, все-таки, нам удалось сплотить демократическую оппозицию на базе нашей партии. Конечно, это раздражает кремлевских политтехнологов, ведь сейчас уже очевидно, что им не удалось разрушить наше объединение. Результат этого раздражения мы видим: мы начинаем первые шаги, и на первых же шагах нам ставят препятствия, вплоть до того, что в Новосибирске наши люди голодают в знак протеста против произвола и хамства.