Эксцентричная комедия о нацизме «Кролик Джоджо» победила в Торонто

В Торонто в дни фестиваля

Вслед за Венецией TIFF выявил фаворитов оскаровской гонки

Сенсацией стало решение зрительского жюри 44-го международного кинофестиваля, завершившегося в Торонто 15 сентября, наградить премией «Выбор народа» черную комедию «Кролик Джоджо» (Jojo Rabbit), эксцентричную и рискованную фантазию на тему нацизма и Холокоста.

«Кролик Джоджо». Кадр из фильма.

Фестиваль в Торонто (сокращенно TIFF) не боится новшеств и смелых решений. Впервые за все годы его существования руководство смотра, самого влиятельного в Северной Америке, отменило формальную церемонию вручения призов. Мотивировано это внезапное решение было тем, что большинство гостей, включая лауреатов премий, к дню закрытия разъехались. Вместо церемонии информацию о наградах разослали в социальные сети и специальным пресс-релизом в масс медиа.

Комедии, черные и не очень

В программе фестиваля этого года демонстрировались более 330 фильмов из более чем 80 стран. В Торонто формально нет конкурсной программы, как на фестивалях «большой тройки» – в Берлине, Канне и Венеции. Но в последние годы все больший вес набирает награда публики «Выбор народа» (Grolsch People’s Choice Award), вручаемая в игровой и документальной категориях. Это важный индикатор будущих успехов фильма. Именно лауреаты этой премии становятся главными претендентами на премию «Оскар» в категории «лучший фильм». Так было с фильмами «Красота по-американски», «12 лет рабства», «Король говорит!», «Зеленая книга» и другими.

Критика встретила ленту новозеландского режиссера Тайки Вайтити «Кролик Джоджо» разноречивыми рецензиями, но, как мы видим, публика ее горячо поддержала. Сам режиссер выступил в роли воображаемого «Адольфа Гитлера», тайного друга 10-летнего мальчика, мечтающего стать нацистом в предвоенной Германии. Это экранизация книги Кристины Люненс «Caging Skies». Из известных актеров в фильме заняты Сэм Рокуэлл и Скарлетт Йоханссон.

На втором месте по популярности среди зрителей TIFF оказалась психологическая семейная драма американского режиссера Ноа Баумбаха «Брачная история» (Marriage Story). Упомянутая выше Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер играют женатую пару, решившую разводиться и погрязшую в казуистических сложностях юридической процедуры развода. Адвокаты морочат им голову и выставляют огромные счета. По стилю, мягкому и ироничному, фильм напоминает городские истории Вуди Аллена.

«Брачная история». Кадр из фильма

На третьем месте по популярности оказалась еще одна черная комедия. «Паразиты» (Parasite) южнокорейского режиссера Пон Джун-хо получили в мае Большую пальмовую ветвь – главную награду Каннского кинофестиваля. Невероятная история внедрения семейства изобретательных мелких мошенников в жизнь достопочтенного и богатого семейства служит саркастической иллюстрацией известной мысли, что бедность рождает мстительность.

«Джокер» против Тарантино

Награду как самому популярному у зрителей документальному фильму присудили сирийской ленте «Пещера» (The Cave) режиссера Фераса Файада о героических усилиях медиков подземного госпиталя по спасению людей, в основном, детей, попавших под российские бомбы.

Второй по популярности признана документальная лента «Я не один» (I am not Alone) о «Бархатной революции» 2018 года в Армении. Исполнительным продюсером фильма выступил американский музыкант армянского происхождения, солист группы «System of a Down» Серж Танкян.

Теперь, после завершения TIFF, впору констатировать, что в оскаровской гонке определились по меньшей мере три главных фаворита. Это триумфатор Венеции «Джокер» (Joker) режиссера Тодда Филлипса, «Кролик Джоджо» Тайки Вайтити и ретро-сатира «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино, успешно прошедшая в массовом кинопрокате и получившая восторженные отзывы кинопрессы.

«Джокер» только формально может быть отнесен к жанру комикса. Это тревожная притча о надвигающемся на современную цивилизацию Армагеддоне, буревестником которого выступает злой клоун, маргинал, страдающий редким психическим расстройством и склонный к насилию. Фильм Филлипса сравнивают с двумя фильмами Мартина Скорсезе – «Таксистом» и «Королем комедии».

«Джокер». Кадр из фильма.

Ряд критиков считают ситуацию особо благоприятной для Тарантино, поскольку он дважды получал премии «Оскар» за сценарии, но никогда не побеждал в категориях «лучший режиссер» и «лучший фильм». Кроме того, как известно, академики любят фильмы, романтизирующие кинематограф как индустрию и как профессию, а именно таков фильм Тарантино – своего рода признание в любви к «фабрике грез». 56-летний режиссер не раз заявлял в последние месяцы, что вот-вот уйдет из кино. Это обстоятельство тоже может склонить чашу весов в его пользу.

В ожидании «Ирландца»

Впрочем, эксперты напоминают, что открыты еще не все козырные карты. Скажем, с большим нетерпением многие ждут мировой премьеры криминальной драмы «Ирландец» (The Irishman) Мартина Скорсезе с Робертом Де Ниро и Алом Пачино в главных ролях. Она должна состояться в рамках Нью-Йоркского международного кинофестиваля, который откроется в Линкольн-центре 27 сентября.

Что касается предположительных фаворитов оскаровской гонки в категориях «лучший актер» и «лучшая актриса», то по итогам TIFF критики выделяют как главных претендентов среди мужчин Хоакина Феникса («Джокер»), Антонио Бандераса («Боль и слава» Педро Альмодовара) и Эдди Мерфи («Меня зовут Долемайт» Крейга Брюера).

Среди женщин бесспорным лидером называют Рене Зеллвегер, перевоплотившуюся в легендарную актрису и певицу Джуди Гарланд в байопике «Джуди» режиссера Руперта Гулда. Критики также отмечают слаженный дуэт Драйвера и Йоханссон в «Брачной истории». Им тоже могут светить актерские номинации, как и Лоре Дерн, выступившей в том же фильме в роли адвоката.

Хвалебные отзывы последовали за премьерным показом биографического фильма о телеведущем Фреде Роджерсе «Прекрасный день по соседству» (A Beautiful Day in the Neighborhood). Исполнителю роли Роджерса Тому Хэнксу прочат номинацию на «Оскар» в категории «лучший актер второго плана».

Также доброжелательно оценили в Торонто камерную комедию «Два Папы» (The Two Popes) бразильца Фернандо Мейреллиша, ранее показанную на небольшом, но престижном фестивале в Теллурайде. Энтони Хопкинс играет папу Бенедикта XVI, а Джонатан Прайс – сменившего его более прогрессивного понтифика папу Франциска. Лидеры католического мира общаются, шутят, спорят, при этом разница в мнениях, нередко очень серьезная, не мешает им оставаться милыми и уважительными друг к другу собеседниками.

Есть свои поклонники и у традиционной автомобильной саги «Форд против Феррари» (Ford v Ferrari), и у трагической семейной драмы «Волны» (Waves), которую сравнивают с «Лунным светом» (Moonlight), «темной лошадкой», обошедшей два года назад более громких фаворитов.

Иди и не смотри

На этот раз, в отличие, скажем, от прошлого года, российское присутствие на TIFF было не очень заметно.

В фестивальной программе демонстрировался лишь один фильм из России – «Дылда» (Beanpole) режиссера Кантемира Балагова, рассказывающий историю отношений двух молодых женщин в Ленинграде в первые месяцы после войны. Ранее картина была удостоена премии за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале.

Украину представляла антиутопия «Атлантида» режиссера Валентина Васяновича, прибывшая в Торонто прямиком из Венеции, где она получила престижную премию в категории «Горизонты».

Не обошлось на фестивале и без скандала. Несколько десятков зрителей покинули просмотр шоковой военной драмы «Раскрашенная птица» (Painted Bird). Экранизация романа польско-американского писателя Ежи Косинского, снятая чешским режиссером Вацлавом Мархоулом на некоем межславянском языке, насыщена сценами экстремальной жестокости и непотребств. Мальчик-еврей, подобно герою климовской картины «Иди и смотри», бредет по оккупированным нацистами землям и встречает разнообразные проявления людской ненависти и садизма. В картине заняты известные актеры Харви Кайтел, Удо Кир, Джулиан Сэндс и Стеллан Скарсгард.

Согласно сообщению издания «Голливуд рипортер», отборщик фестиваля Дорота Лех предварила просмотр фильма утверждением, что он является «погружением в самые темные уголки человеческой души». «Иногда очень трудно смотреть на жестокости на экране, – сказала она. – Но очень важно быть свидетелем (происходившего)».