Довильские рецепты

  • Виктор Васильев

Пан Ги Мун и Барак Обама

Комментарии российских экспертов по итогам саммита «Большой восьмерки»

Лидер Джамахирии Муамар Каддафи утратил легитимность и должен уйти, Сирии следует незамедлительно начать демократические преобразования, иначе в отношении нее возможны санкции. Эти тезисы, принятые «Большой восьмеркой» на саммите во французском Довиле и содержащиеся в Итоговой декларации форума, российские эксперты считают наиболее значительными. Двухдневный саммит завершил свою работу в пятницу 27 мая.

Кроме того, лидеры стран «восьмерки» выразили обеспокоенность нарушением прав человека в Иране и пообещали Египту и Тунису, где в результате революционных волнений сменились правящие режимы, помочь в поиске активов, которые могли быть вывезены за рубеж представителями свергнутых элит. Также в Довиле было заявлено о поддержке «арабской весны» и политической трансформации Ближнего Востока и Северной Африки и выражена готовность оказать региону долгосрочное масштабное экономическое содействие.

В Итоговой декларации саммита в частности говорится: «Каддафи и ливийское правительство не смогли выполнить обязательства по защите мирного населения и потеряли свою легитимность. У Каддафи нет будущего в свободной демократической Ливии, он должен уйти».

Поезд Каддафи ушел?

Эксперт Московского центра Карнеги профессор Алексей Малашенко убежден, что признание Каддафи нелегитимным на международном уровне – давно ожидаемое заявление. «Осталось только к нему всем присоединиться, что, собственно, и делается. Россия против этого как бы не возражает», – добавил он в интервью «Голосу Америки».

Что же дальше? По мнению доктора исторических наук Малашенко, из этого следует, что обратного пути нет. «Никаких переговоров, контактов и игр с Каддафи больше никто вести не может, будь то военно-технические связи или какие-то другие. Поезд ушел, и речь идет только о том, каким образом от Каддафи избавиться, во-первых, побыстрее, во-вторых – малой кровью», – утверждает эксперт.

По его оценке, то самое влияние мирового сообщества, о котором все так любят говорить, в Довиле проявилось в полной мере и при редкостном единодушии. «Просто сегодня никто не знает, как будет происходить избавление от Каддафи. Может, его шальная бомба убьет, может, найдутся еще какие-то варианты, что, в общем-то, уже чисто техническая сторона дела», – резюмировал Малашенко.

В данном случае это, на его взгляд, не столь важно, поскольку полковник Каддафи не легитимен как глава государства. «Он как бы приравнен к обыкновенному гражданину – делайте с ним, что хотите», – заключил он.

Посредничать, чтобы закрепиться?

С точки зрения директора политических программ Международного центра за справедливую политику Сергея Зацепилова, Россия сейчас находится в очень выгодном положении.

«Потому что ей удалось во время ливийского кризиса не только не испортить, а даже улучшить отношения и с Западом, и с Востоком, и сохранить возможность каких-то контактов если не с самим Каддафи, то по крайней мере с его окружением», – разъяснил он в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Спецпредставитель президента России по сотрудничеству со странами Африки, председатель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов на встрече с журналистами в Довиле сказал, что руководители США, Франции, Германии и остальные партнеры высоко оценивают возможности России в ливийском кризисе.

В представлении Сергея Зацепилова, обращение к России за посредническими услугами вполне естественно. «В данном случае мы видим не конфронтацию России с участниками антиливийской военной операции, а демонстрацию возможности сотрудничества по предотвращению расползания конфликта из Ливии по всему региону», – констатировал он.

Аналитик предполагает, что Россия с удовольствием выполнит свои посреднические услуги, в том числе для того, чтобы закрепиться в Ливии, когда Каддафи уйдет со своего мифического поста. «А уйдет он обязательно, рано или поздно», – заключил он.

Принуждение к демократии

В совместной декларации, принятой по итогам саммита, страны «восьмерки» предупредили, что примут меры против Сирии, если власти страны не начнут проведение демократических реформ.

«Мы потрясены смертью мирных протестующих в результате широкого применения насилия в Сирии, равно как и повторяющимися серьезными нарушениями прав человека. Мы призываем сирийское руководство немедленно прекратить применение силы и запугивание сирийских людей и ответить на их законные требования свободы выражения и универсальных прав и стремлений», – указывается в документе.

В нем также подчеркивается, «только диалог и существенные реформы приведут к демократии и, таким образом, к долгосрочной безопасности и процветанию Сирии».

Сергей Зацепилов отметил, что Россия настроена против вмешательства во внутренние дела Сирии. «Это по сути дела ее основной из оставшихся с прошлых времен союзников в регионе, – поясняет он. – И Россия надеется, что власти Сирии урегулируют те внутриполитические проблемы, которые сейчас возникли, мирным путем, проведя необходимые демократические преобразования».

По его мнению, сейчас, когда нужно погасить пожар в Ливии, никто серьезным образом вмешиваться в сирийские события не собирается. «Хотя определенное политическое и увещевательное воздействие на процессы в этой стране, конечно, будет предприниматься», – заверил он.

Зацепилов надеется, что Запад осознает, насколько большое значение для России имеет Сирия. «Сирия – это ключ к политическому урегулированию многих проблем. С сирийцами нужно сохранять диалог», – подытожил эксперт.

Алексей Малашенко выразил определенный скепсис насчет демократических реформ в регионе, особенно в Сирии. «О необходимости реформ говорят везде, даже в Афганистане. Но одно дело – желание их провести, другое – возможности, третье – как они реально будут осуществляться, четвертое – кто их будет проводить», – резюмировал он.

В его понимании, слово «демократия» для арабского и мусульманского мира имеет массу оттенков. «Например, считается, что в Палестинской автономии демократия, хотя ХАМАС там стоит у власти. Недавно представители ХАМАС приезжали в Москву. А это, между прочим, террористическая организация», – настаивает он.

По словам профессора Малашенко, для мусульманского мира понятие демократии несколько условно и амбивалентно.

Следующий саммит «Большой восьмерки» пройдет в 2012 году в США.

Другие новости о событиях в мире читайте в рубрике «В мире»