Сенатский комитет: слушания по кандидатуре на пост директора ЦРУ

Джина Хаспел на слушаниях в сенатском комитете

Кандидатура Джины Хаспел подвергается критике в связи с ее ролью в программе жестких методов допроса

В сенатском Комитете по разведке в среду проходят слушания по кандидатуре Джины Хаспел на пост директора ЦРУ.

Напомним, что в настоящее время Хаспел, тридцать три года проработавшая в ЦРУ, исполняет обязанности главы этого ведомства.

«Президент Трамп попросил меня возглавить управление и продолжить работу, начатую Майком Помпео и мной немногим более года назад, для того, чтобы ЦРУ могло уверенно противостоять сложным вызовам, которые стоят перед нашей страной», – заявила Джина Хаспел в ходе слушаний.

По ее словам, среди этих вызовов – «изменившиеся, но все еще смертельно опасные угрозы со стороны террористических организаций, ядерная угроза континентальным Соединенным Штатам со стороны государств-изгоев, дестабилизирующий авантюризм Ирана, агрессивная и иногда жестокая Россия», а также амбиции Китая на международной арене.

Напомним, что выдвинувший Хаспел на пост руководителя ЦРУ президент Трамп не раз высказывался в ее поддержку. Так, на днях президент написал в «Твиттере», что Хаспел «оказалась под прицелом критики из-за того, что жестко боролась с террористами».

Это заявление прозвучало после того, как СМИ сообщили, что на прошлой неделе Хаспел предложила снять свою кандидатуру из-за беспокойства Белого дома по поводу ее роли в программе жестких допросов подозреваемых в терроризме.

«Только подумайте, в эти опасные времена у нас есть высококвалифицированный профессионал, женщина, а демократы не хотят ее назначать, потому что она слишком жестко борется с террором», – написал президент.

Ранее газета Washington Post сообщила, что Хаспел опасалась жестких вопросов на слушаниях в Сенате по утверждению ее кандидатуры, полагая, в частности, что это может повредить репутации ЦРУ.

В ходе слушаний Джина Хаспел заявила, что в случае ее утверждения на пост директора ЦРУ, она сделает все возможное для того, чтобы спецслужбы не использовали указанные методы ведения допросов.

«Я могу предоставить вам мои личные обещания, предельно искренне и максимально широко, что под моим руководством, во время моей службы, ЦРУ не вернется к использованию программ по допросам и (тайным) задержаниям (в секретных тюрьмах)», – сказала она в самом начале заседания.

По словам Хаспел, Центральное разведывательное управление США в настоящее время «не готово» использовать «программу допросов».

«ЦРУ получило несколько достаточно тяжелых уроков, – заявила она. – Нам было получено выполнение миссии, которая выходила за рамки нашего опыта».

В ходе обсуждения сенатор-демократ Камала Харрис спросила Джину Хаспел, считает ли она сегодня, оценивая опыт прошлого, что применявшиеся ранее методы допроса были морально неприемлемы.

Отвечая на вопрос, Хаспел выразила убеждение, что «мы должны придерживаться моральных стандартов, прописанных в военном уставе».

Она также подчеркнула, что разведслужбы не смогут выполнять свои функции без надзора со стороны общества.

«Как карьерный офицер спецслужб и как американский гражданин, я твердо убеждена в важности такого надзора, – сказала Джина Хаспел. – Проще говоря, полученый опыт показал нам, что работа ЦРУ не может быть эффективной, если общество не будет нам доверять».

Отвечая на вопросы сенаторов, кандидат на пост директора спецслужбы заверила, что руководство ЦРУ будет «тесно взаимодействовать» с Конгрессом.

Джина Хаспел вспомнила и свое первое задание в качестве сотрудника спецслужб, заявив, что прийдя в ЦРУ, она «претворила в жизнь свою мечту».

«Я вспоминаю мою первую встречу с агентом за границей, – сказала она. – Этого агента я никогда раньше не видела, и (встреча произошла) темной, безлунной ночью. Когда я (посадила его в машину), он передал мне разведывательную информацию, и я передала ему дополнительные деньги для человека, которого он курировал. Так начиналось приключение, о котором я могла только мечтать».

Хаспел признала, что «испытывает особые чувства от сознания того», что она может стать первой женщиной в истории, возглавившей Центральное разведывательное управление.

«Согласно любым стандартам, моя жизнь в управлении – а это и была моя жизнь – превозошла все мои ожидания,.. – сказала она. – Сейчас на ключевых постах в ЦРУ находятся несколько женщин, и сегодня мы сильнее потому, что общая картина меняется. Я внесла в это свой вклад, тихо деая свою работу, чтобы сломать существующие барьеры».

Накануне слушаний более 100 бывшив послов США в различных странах, представляющих и Республиканскую и Демократическую партии, направили в Сенат письмо, возражая против утверждения кандидатуры Хаспел из-за ее участия в программе применения жестких методов дознания. В числе подписавших письмо – бывшие послы в Москве Джек Мэтлок, Томас Пикеринг, Александр Вершбоу, экс-представитель США в ООН Саманта Пауэр и другие дипломаты.

Активисты борьбы за гражданские права и многие демократы выступают против кандидатуры Хаспел, поскольку она руководила секретным изолятором в Таиланде, где двое подозреваемых в терроризме подвергались процедуре имитации утопления, которую нередко называют пыткой.

«Что касается и.о. директора ЦРУ Джины Хаспел, то ее преданность ведомству – одна из причин того, что она является подходящей кандидатурой на пост его главы. Она хочет сделать все возможное, чтобы ЦРУ оставалось верным своим принципам и не подвергалось ненужным нападкам. Она считала, что ее выдвижение могло бы создать проблему для ведомства и хотела сделать все возможное, чтобы его защитить. В то же время она хочет приложить все усилия для защиты безопасности американцев, и именно поэтому она на 100 процентов готова пройти через процесс утверждения и быть утвержденной в качестве нового главы ЦРУ», – подчеркнула на днях пресс-секретарь Белого дома Сара Хакаби Сандерс.

«Ее (Хаспел) выдвижение не будет сорвано партийными критиками, которые в вопросе обеспечения безопасности американских граждан выступают на стороне ACLU (Американского союза защиты гражданских свобод), а не ЦРУ», – заявил в воскресенье представитель Белого дома Радж Шах.