В Музее современного искусства открылась выставка Константина Бранкузи

В зале выставки. Photo: Oleg Sulkin

Как «Птица в пространстве» помогла утвердиться арт-авангарду

Французы гордо называли его «наш Бранкузи» и бережно воссоздали в Центре Помпиду обстановку его парижской студии. Американцы тоже считали его «своим», ведь он прожил в Нью-Йорке много лет и его работы здесь высоко ценили уже в первые десятилетия 20-го века.

А сам он, став одним из самых знаменитых ваятелей мира и основоположников абстрактного искусства, считал себя наследником народной румынской культуры и не без лукавства поддерживал имидж провинциального фермера, носил буйную бороду и одевался в крестьянскую одежду и сандалии.

Как объяснила «Голосу Америки» Паулина Побоха (Paulina Pobocha), которая вместе с Мией Маттиас (Mia Matthias) организовала только что открывшуюся выставку Константина Бранкузи в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке, идея экспозиции основывалась на соображениях «сугубо прагматических».

Паулина Побоха на выставке. Photo: Oleg Sulkin

«Первоначальный импульс был вполне утилитарного свойства, - сказала Паулина Побоха. – Многие месяцы мы не могли найти подходящее выставочное пространство для нашего собрания скульптур Бранкузи, а это 11 произведений. И вот появилась возможность занять целый просторный зал, что мы с радостью и сделали. А последний раз представительная выставка Бранкузи в стенах MoMA проходила в 1995 году, когда многие его работы приехали в США из Центра Помпиду для выставки в Музее изобразительных искусств в Филадельфии.

Румынский Ломоносов

Как рассказала куратор, первый раз работы Константина Бранкузи (1876-1957) были показаны в Нью-Йорке в 1913 году на Armory Show вместе с работами Марселя Дюшана, Пабло Пикассо, Анри Матисса и других художников авангарда.

Журнал Vanity Fair тогда охарактеризовал его скульптуры, как «будоражащие, причем настолько будоражащие, что они напрочь изменили отношение большого числа нью-йоркцев к целой ветви искусства».

Родившийся в румынском селе Хобица в многодетной крестьянской семье, Константин с детства любил вырезать фигурки из дерева и лепить из глины. Он закончил ходожественную школу, а затем брал уроки в Школе изящных искусств в Бухаресте.

В 25 лет с котомкой за плечами он отправился пешком в Мюнхен, а затем, спустя два года, тем же способом добрался до Парижа. Не случайно биографы скульптора напоминают в этой связи имя еще одного блестящего крестьянского самородка – Михаила Ломоносова.

Свою фамилию Брынкуши он изменил на французский манер. В Париже учился в Школе изящных искусств. Очень короткое время работал ассистентом в мастерской Огюста Родена, но решил уйти, так как, по его словам, тяготился авторитетом мастера. Он искал свой собственный стиль и постепенно обрел его в абстрактной скульптуре.

Опыт учебы у мэтра молодой Бранкузи отрефлексировал в 1916 году скульптурой «Поцелуй», в которой условные фигурки влюбленных вписаны в блок известняка. Сравнение со знаменитой мраморной скульптурой Родена того же названия неизбежно, как, пожалуй, и вывод о том, что у двух художниковкардинально разная оптика.

«За время своей карьеры он создал сотни скульптур, - отметила Паулина Побоха, - и почти все они изображали людей и животных, правда, в предельно условной, символической интерпретации, ставшей фирменным стилем Бранкузи. Он также придал новое значение пьедесталу, к которому относился не только как к функциональной опоре скульптуры, но и как к составной части креативного замысла».

Искусство в законе

Куратор напомнила очень показательную историю, приключившуюся в 20-е годы с одной из самых известных работ скульптора – «Птица в пространстве», в настоящее время находящейся в музее искусств Сиэтла. Всего он сделал полтора десятка версий ее в разных материалах, одна из них представлена на нынешней выставке. В ней он передал ощущение стремительности полета, при этом максимально абстрагируясь от натурального облика пернатого создания.

В 1926 году Бранкузи отправил эту скульптуру из Парижа в Нью-Йорк вместе с двумя десятками своих других работ для выставки в галерее Браммер, куратором которой выступил его близкий друг и единомышленник художник Марсель Дюшан.

Закон США разрешал беспошлинный ввоз произведений искусства, включая скульптуру. Однако американские таможенники наотрез отказались квалифицировать данный «объект» в этом качестве, посчитав его образцом промышленного производства и записав в категорию утилитарных предметов вместе с кухонной утварью и медицинским оборудованием. Таможенный сбор назначили в размере 40 проц. от стоимости.

Разгневанный Бранкузи подал в суд на власти США. В ходе этого крайне необычного судебного процесса приглашенные эксперты, включая владельца скульптуры Эдварда Стайхена, будущего директора отдела фотоискусства MoMA, британского скульптора Джейкоба Эпстайна, арт-критика Фрэнка Крауниншилда и директора Бруклинского музея Уильяма Генри Фокса, должны были решить, является ли рассматриваемый предмет произведением искусства. Подводя итог дебатам, мудрый судья Дж.Уэйт признал, что у всех на глазах меняется представление об искусстве и развивается новая школа, где абстрактные идеи доминируют над физическим уподоблением.

Итогом суда стала победа истца, которая стала важной вехой в продолжающемся и сегодня споре о размытых границах между искусством и жизнью. «Реальность заложена вовсе не во внешней форме, а в сути вещей», - говорил Бранкузи.

Сегодня Бранкузи - один из самых почитаемых и востребованных на мировом арт-рынке мастеров 20-го века. Недавно его скульптура «Утонченная молодая женщина (Портрет Нэнси Кунард)» была продана на аукционе Christie’s за 71 млн долларов. Его работы хранятся в Центре Помпиду, музеях Тейт-Модерн и Метрополитен.

Эффект ускользания

Скульптурные абстракции Бранкузи только на первый взгляд могут показаться однообразными.

Нынешнюю экспозицию украшает одна из самых известных его работ, «Колонна без конца» (1918), выполненная из дуба. Одинаковые ромбовидные блоки поставлены один на другой, отчасти напоминая древние тотемы народов Африки или Океании. Эксперты отмечают философский смысл этой скульптуры как своего рода высказывания автора на тему повторяемости и бесконечности в природе. А громадная копия этой колонны, выполненная из стали, является центральным объектом мемориального комплекса в румынском городе Тыргу-Жиу, сооруженного в 1937 году.

Выставленная в MoMA скульптура 1926 года «Рыба» представляет собой внушительных размеров кусок мрамора овальной формы. Неопределенный цвет материала с множеством прожилок и вкраплений, его отполированность и текучесть формы создают эффект ускользания, подобный тому, как быстрая рыба в мутной воде мерцает чешуей, стремясь уйти от преследования.

В зале выставки. Photo: Oleg Sulkin

«Он неплохо умел себя продвигать, - заметила Паулина Побоха. – Умело поддерживал имидж выходца из низов, хотя умел пользоваться не только молотком и долотом, но и циркулярной пилой, был прекрасно осведомлен в новейших течениях и теориях современного искусства, дружил со многими видными авангардистами».

Радикализм Бранкузи не раз приводил к скандалам. Так, в 1920 году организаторы Салона независимых в Париже заставили его снять с показа бронзовую скульптуру «Принцесса X» из-за ее откровенно фаллической формы. Скульптора пытались привлечь к суду за «аморальность». Сегодня эта работа украшает коллекцию Музея изобразительных искусств в Филадельфии.

Одним из тех, кто горячо поддерживал скульптора в его конфликтах с властями и цензурой, был композитор-авангардист Эрик Сати. Как отметила куратор выставки, дружба с ним оказала огромное влияние на Бранкузи, способствовала его самообразованию, расширила его культурный кругозор.

Под впечатлением музыки Сати Бранкузи создал скульптуры Платона и Сократа. Они шутливо называли друг друга именами этих греческих философов: Бранкузи называл Сати Сократом, а тот его Платоном.

Умер Константин Бранкузи в 1957 году и похоронен на парижском кладбище Монпарнас. За год до смерти он завещал свою мастерскую Франции с условием сохранения ее в неприкосновенности, что и было сделано в Центре Помпиду.

«Бранкузи сильно повлиял на многих художников, в том числе на американских минималистов 60-х годов прошлого века - Дональда Джадда, Карла Андре, Роберта Морриса и других, - отметила Паулина Побоха. – Его творческое наследиечрезвычайно важно для понимания современного искусства».

Выставка Константина Бранкузи в MoMA продлится до 18 февраля 2019 года.