Что происходит в Саудовской Аравии? Мнения экспертов - 2004-12-07

Нападение в понедельник на американское консульство в Саудовской Аравии - последний эпизод в серии атак на западные цели в саудовском королевстве. Чем они вызваны? Почему происходят именно сейчас?

...Родина ислама Саудовская Аравия в последние полвека претерпела больше перемен, чем за предыдущие тринадцать столетий. Джидда, некогда сонная деревушка на берегу Красного моря, превратилась в крупный портово-индустриальный город.

Подобно остальным явлениям в одной из самых богатых стран арабского мира, метаморфоза Джидды была оплачена нефтяным бумом. Богатейшие запасы нефти - четверть мировых разведанных ресурсов - позволили пустынному королевству создать образцовую систему здравоохранения и социальной помощи, ввести бесплатное образование и сформировать современные вооруженные силы.

Однако нефтяное богатство мало затронуло вековую структуру саудовского общества. Большинство населения по-прежнему подчиняется кланово-племенным обычаям, а власть королевской семьи над народом почти не ограничена.

Подобные контрасты не могли не стать источником острых проблем, указывает аналитик Энтони Кордесман, сотрудник Центра стратегических и международных исследований и автор недавней книги «Саудовская Аравия входит в XXI век»: «Когда едешь по побережью Персидского залива, где сосредоточена нефтяная индустрия, в глаза бросается ультрасовременный облик городов. Их население поддерживает тесные контакты с Западом и, возможно, настроено либерально. Но районы вокруг Эр-Рияда и в глубине страны выглядят весьма консервативно. Время там как будто остановилось».

Одной из причин упорного консерватизма называют роль Саудовской Аравии в качестве хранителя главных мусульманских святынь - Мекки и Медины. Саудовские правители считают своим долгом строго соблюдать общественные и религиозные обычаи исламского мира, насчитывающего 1,3 миллиарда верующих. «Это яростно консервативная, пуритански мусульманская страна, - говорит Кордесман. - В широком смысле можно сказать, что ее населяет не народ, а разветвленные семейные кланы».

С момента провозглашения государства в 32 году им правит клан Саудов, который отбил в начале века власть у семейства Рашидов.

Нефтяные доходы позволили немалому числу саудовцев вести стиль жизни, превосходящий образ жизни богатых граждан западных стран. Высокие заработки привлекли в страну почти шесть миллионов иностранных рабочих и специалистов. Их влияние вызывает раздражение у традиционалистов, отмечает бывший посол США в Саудовской Аравии Уолтер Катлер: «Одной из причин недовольства становится тот факт, что если вы хотите получить западную технологию для развития страны, вы должны впустить в нее сотни тысяч граждан западных стран. А присутствие такого числа иностранцев неизбежно отражается на облике страны».

Однако причины недовольства многих саудовцев нынешним положением имеют не только политические, но и экономические корни. Нефтяные доходы сокращаются, а население растет. Женщины рожают в среднем по шесть детей, в результате чего население Саудовской Аравии за последние 30 лет увеличилось в четыре раза. Свыше половины его составляет молодежь до 20 лет, среди которой довольно много безработных. Эти молодые мужчины получили образование, в которой главное место занимали исламское богословие, культура и история страны, а точные науки и технологические навыки были отодвинуты на задний план.

«Таким образом, - заключает автор книги «Смена поколений в Саудовской Аравии» Джозеф Кешишьян, - в стране образовался слой религиозно обученных и высоко мотивированных молодых людей, многие из которых к тому же прошли военную подготовку во время службы в армии. Эти люди не в силах найти себе места в обществе и поэтому полны обиды и гнева против истеблишмента - правительственного, делового, религиозного и так далее. Именно этот слой становится объектом вербовки эмиссаров «Аль-Кайды» и других террористических организаций».

С другой стороны, многие члены этой группы росли в среде, в которой распространено спутниковое телевидение, заграничная музыка и интернет. Они хотели бы жить в более открытом демократическом обществе.

«До сих пор королевское семейство реагировало на жажду перемен незначительными реформами, - подчеркивает Уолтер Катлер. - Вместе с тем я замечаю, что диалог становится более открытым (я имею в виду в первую очередь средства массовой информации). Уровень обсуждения социальных проблем там сейчас совсем иной, чем в 80-е годы, когда я был послом в Саудовской Аравии».

Многие саудовцы, однако, находят темпы перемен недостаточными. Поэтому руководству надлежит срочно найти ответ на вызовы, которые выдвигает молодое поколение, прежде чем оно попадет под влияние террористов.