Проблема трафикинга в Украине - 2004-12-06

Новому украинскому руководству - каков бы ни был его состав - предстоит решать множество вопросов в политической и социально-экономической сферах. Тревогу вызывает быстрое распространение в стране эпидемии ВИЧ/СПИДа и трафикинга - торговли людьми.

Мелэнн Вервир, американка украинского происхождения, работала в администрации президента Клинтона помощником, а затем главой аппарата первой леди. Сейчас она возглавляет негосударственную организацию «Глобальное партнерство живых голосов» (“Vital Voices Global Partnership”), которая поддерживает активное участие женщин в демократических и экономических структурах по всему миру.

Мелэнн Вервир, обладающая обширным связями с некоммерческими женскими объединениями, отмечает, что в последние годы трафикинг принял в Украине угрожающие масштабы: «Главной причиной, как и в большинстве подобных случаев, является экономическая ситуация в стране. Хотя она улучшается, в Украине все еще немало семей не в состоянии свести концы с концами. Болезненней всего такое положение бьет по женщинам. И преступные элементы пользуются этим. Украинские женщины, в целом, хорошо образованы, но найти работу, позволяющую содержать семью, им очень трудно. Вербовщики же предлагают им контракты в Европе, суля золотые горы. И многие женщины соглашаются поехать на заработки, смутно представляя себе, что их ждет».

В ежегодном докладе государственного департамента о торговле людьми Украина значится в числе стран-поставщиков женщин и девочек в страны Центральной и Западной Европы, а также Ближнего Востока в целях сексуальной эксплуатации. В документе отмечается рост торговли несовершеннолетними девочками на территории Украины. Как правило, жертв увозят из детских домов и сиротских приютов при посредничестве агентств и фирм по трудоустройству. Нередко этому способствуют родственники и знакомые девочек.

В ноябре в Боснии умерла двадцатилетняя украинка Олена Попик, завезенная через Сербию и проданная в публичный дом. После смерти выяснилось, что она была больна туберкулезом и СПИДом. Это известие вызвало панику среди клиентов публичного дома; смерть Олены Попик широко обсуждалась в местных СМИ. Число лиц, заразившихся в результате сексуальных контактов с Оленой, пока не установлено. Но этот случай, как замечает Вервир, должен послужить для властей заинтересованных стран громким сигналом тревоги. «Торговля людьми превратилась в разветвленную криминальную индустрию, в которой действует множество агентов, - продолжает она. - Одни находят жертв и прельщают их выгодами заграничной работы. Другие оформляют документы. Третьи переправляют через границу. Четвертые продают. Для женщин этот путь превращается в сплошной кошмар. А преступники набивают карманы и подкупают должностных лиц. В результате трафикинг вырастает в сложную проблему юридического, социального, гуманитарного и - как показывает случай Олены Попик - медицинского характера».

По словам Мелэнн Вервир, борьба с торговлей живым товаром и проституцией - нелегкое дело. Необходимо приучить полицейские и судебные власти, а также общественность видеть в женщинах, попавших в сексуальное рабство, не преступниц, а жертв. Кроме того, надо обеспечить потенциальным свидетелям надежную защиту и безопасность.

Вервир предупреждает, что степень коррупции должностных лиц в странах-источниках трафикинга весьма велика. В борьбе с этим злом свою эффективность доказали разоблачения в печати.

«Одним словом, - подводит итог глава организации «Глобальное партнерство живых голосов», - современному рабству может противостоять лишь хорошо скоординированная работа всех элементов демократического общества.