Джазовый клуб. Выпуск 43 - 2003-03-05

Записи, звучащие в программе:

“You’ve got it bad girl”. Херби Хэнкок
Херби Хэнкок - фортепьяно и аранжировка; Майкл Брекер - сопрано и тенор саксофон; Джон Скофильд - гитара; Дэйв Холланд - акустическая бас-гитара; Донг Алиас – ударные
“My Ship”. Вайль.
Рой Харгров - труба; Джонг Патитуччи - бас; Брайан Блейд - ударные; Херби Хэнкок - фортепьяно
“Upaswing”. Дэйв Холланд.
“S’ Wonderful”. Дж. Гершвин, Айра Гершвин

В диске “The Definite Herbie Hancock” представлен широкий спектр сделанного Хэнкоком от 62 до 95 года. Интерпретация песни Стиви Уондера “You’ve got it bad girl” записана в 95 году.

«Беспокойная душа, необузданное воображение, неустанный поиск», - писал о Херби Хэнкоке в связи с выходом диска “Definitive Herbie Hancock” музыкальный критик Питер Кипньюс.

Характерно, что, примерно, первые десять лет с начала профессиональной жизни Хэнкока ни у кого не вызывал сомнения тот факт, что он - один из самых талантливых и ярких джазовых пианистов своего поколения. Но с начала семидесятых отношение к нему начало определяться тем, что оценивающий вкладывал в понятие «джаз».

Сейчас, вспоминая реакцию на его альбом 73 года “Headhunters”, понимаешь, что Хэнкок, которого обвиняли во всем, вплоть до того, что он предает джаз в угоду популярности и коммерческому успеху, в действительности, вводя в ткань композиций электрозвучание и мощный фоновый рок-бит, делал то, что делали до него все большие музыканты: осваивал новые территории и расширял словарный запас джаза.

Импровизацию на песню Стиви Уондера “You’ve got it bad, Girl” я выбрала по двум причинам: она вновь продемонстрировала готовность Хэнкока идти на риск, в данном случае сближая поп музыку и джаз. Поиск новых выразительных средств во все времена был одним из качеств, отличающих больших музыкантов. Вторая причина: в записи композиции принял участие басист Дэйв Холланд, который, как и Херби Хэнкок, двадцать третьего февраля был удостоен высшей награды американской Академии звукозаписи - премии «Грэмми».

Альбом, записанный в большом составе - Dave Holland Big Band - “What goes around” («Как аукнется…»), откликнулся, как видим, совсем не плохо - премией «Грэмми».

Херби Хэнкок стал двойным лауреатом - премии удостоилось его соло в композиции “My Ship” и диск “Directions in Music”, о котором я уже упоминала в связи с рассказом о трубаче Рое Харгрове, принявшем участие в его записи (я вернусь к рассказу о Харгрове в нашей следующей встрече).

Характерно, что решающим моментом в жизни Херби Хэнкока была его встреча с Майлсом Дэвисом: в 63 году тот пригласил его работать в составе своего квинтета. С одобрения и при поддержке Дэвиса ритм-группа квинтета: Рон Картер - бас, Тони Уильямс - ударник и Херби Хэнкок - фортепьяно стала самой новаторской и впечатляющей ритм-группой в истории джаза. Вместо традиционной аккомпаниаторской функции музыканты стали полноправной частью квинтета, ведущей на равных «разговор» с трубой Дэвиса и саксофоном Уэйна Шортера.

Майлс Дэвис был не только великим трубачом: он отличался воистину гениальным чутьем на таланты: через пять лет после того, как он включил в состав своего квинтета Херби Хэнкока, он «открыл» для джазового мира басиста Дэйва Холланда.

В 98 году студия «Колумбия» выпустила новаторские записи Дэвиса периода «фьюжен», сделанные в 70 году. Холланд вспоминает об этом времени с нескрываемым восторгом: «Я не всегда мог понять, - рассказывает он, - репетируем мы еще или уже записываем, до такой степени все было спонтанно и открывало необъятные возможности для импровизации… Работа с Майлсом стала для меня настоящей школой и в смысле обращения с музыкальным материалом, и в смысле взаимодействия с музыкантами, - продолжает Холланд. - Сейчас, когда я, сидя в своей студии, работаю над новой композицией, я рассматриваю ее не как конечный продукт, а как основу для начала работы с музыкантами. Мне всегда был по душе подход Дюка Эллингтона, который, сочиняя композиции «примерял» ее на тех, в чьи руки она попадет, то есть, учитывая индивидуальные качества музыкантов, которым ее предстоит освоить и развить».

Среди имен, звучащих с подмостков легендарного нью-йоркского зала «Мэдисон скуэр гарден», были имена не только претендентов на «Грэмми» и тех, кто премий удостаивался. Музыкальная индустрия вспоминала музыкантов, ушедших из жизни в минувшем 2002 году, в том числе и одного из крупнейших басистов американского джаза Рэя Брауна. Оставил он после себя не только гениальные записи, Браун подарил американскому джазу Дайану Кролл.

«Дайана была настоящим фортепьянным вундеркиндом», - вспоминал Картер о девочке-подростке, ментором которой он стал. Это он уговорил Дайану, уроженку небольшого городка Нанаимо, переехать из Канады, где она подвизалась в небольших ночных клубах в Америку и записать свой первый диск “Stepping out”. Комментируя его выход в свет, Рэй Браун писал: «Это замечательный альбом, и я предсказываю, что Дайану ждет настоящий, большой успех».

Предсказания маэстро сбылись сполна, диски Дайаны пользуются феноменальной популярностью. К ее послужному списку прибавился титул обладательницы «Грэмми» за 2002 год.

«Это замечательно». Так называется песня из парижского альбома Дайаны Кролл, которая завершает нашу сегодняшнюю встречу, посвященную лауреатам «Грэмми».