Обзор печати от 28 июля 2002 г. - 2002-07-28

Президент путин – против экстремизма. Балтиморская газета «Сан» сообщает о встрече российского президента с двадцативосьмилетней Татьяной Сапуновой, которая была тяжело ранена, когда пыталась сорвать анти-семитский плакат с надписью «Смерть жидам», прикрепленный к бомбе. Во время этой встречи в Кремле Путин заявил: «Если мы позволим развиться этой бацилле шовинизма - либо национальной, либо религиозной нетерпимости, мы разрушим страну». Инцидент подчеркнул глубину расовой и этнической вражды в современном российском обществе, и именно на это президент Путин сделал упор во время часовой встречи с Татьяной Сапуновой.

«Российский президент не раз выступал против экстремизма, - говорится далее в репортаже, - и недавно выразил поддержку принятому Думой новому закону, предусматривающему серьезные наказания за преступления ненависти. Инцидент с Татьяной Сапуновой, которую Путин наградил Орденом Мужества, был первым в серии антисемитских выступлений и наиболее серьезным. Еврейские организации России собрали средства на ее лечение в Израиле». Газета отмечает, что в последнее время по России прокатилась волна насилия, вызванного расовыми и этническими предрассудками и выразившегося нападками на африканцев, азиатов и лиц кавказского происхождения.

Угроза гуманитарного кризиса в Грозном. Корреспондент «Бостон глоб» Дэйвид Филиппов посвящает свою статью чеченским беженцам, которых Москва заставляет вернуться в Чечню, ограничивая при этом доступ туда международных агентств помощи. Сто пятьдесят тысяч беженцев, расположившихся в палаточных городках за пределами Чечни должны, как заявило правительство Путина вернуться домой до конца лета. Однако, по словам самого Путина, война в Чечне далеко не закончена. И ссылаясь на рост насилия в регионе, представители органов безопасности не рекомендуют работникам агентств помощи появляться в республике. Принудительное возвращение беженцев может, по мнению сотрудников таких организаций, привести к гуманитарному кризису, когда 150 тысяч человек появятся в разрушенном городе. К тому же российские военные предполагают начать в августе новую кампанию в Чечне, и тогда вернувшиеся домой беженцы окажутся в прямом смысле «между двух огней».

«Те, кто возвращается, - приводит автор статьи слова одного из беженцев Хамзата Визирканова, - делают это, потому что им угрожают отключить электричество, газ и воду в лагерях». Сам Хамзат не собирается возвращаться в Грозный, боясь, как и многие его соотечественники, проводящихся российской армией зачисток. Чеченцы и представители правозащитных организаций говорят, что с 99 года, когда российская армия вернулась в Чечню, исчезли сотни мирных жителей. Чеченская про-московская администрация отвергает эти данные.

Российское правительство обещает до восстановления Грозного разместить беженцев в подготовленных для них общежитиях. Пока же, согласно данным Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, построено всего семь общежитий, в которых могут разместиться по тысяче человек. К тому же в них, как говорится в докладе ОБСЕ, отсутствуют элементарные удобства и даже водопровод.

Кончина шпиона. Статья Сабрины Таверниз об агенте, одиноко скончавшемся на своей даче под Москвой, появилась в «Нью-Йорк таймс». Эдвард Ли Ховард - бывший агент ЦРУ, бежавший в СССР в середине восьмидесятых годов, в последние годы управлял собственной страховой фирмой. «Он умер в пятьдесят лет совсем один, - говорит бывший полковник КГБ Игорь Прелин, который с 88 года много раз встречался с Ховардом. - Он делал хорошую мину при плохой игре», - считает Прелин, который знал, что Ховард, покинувший США в тридцать два года и оставивший там жену с маленьким сыном, остро переживал разрыв с ними.

По российским стандартам Ховард жил очень хорошо: большая квартира, загородный дом, государственная пенсия и хороший доход фирмы. Но это не утешало его. «И когда однажды, - рассказывает Прелин, - он пригласил большую группу знакомых отпраздновать свой день рожденья и десятую годовщину жизни в России, все гости, чтобы не расстраивать американца, пришли без жен».

Супруга Ховарда Мэри и сын Ли приехали в Москву на кремацию и собираются захоронить его прах в США. По их просьбе причина смерти бывшего шпиона не будет оглашена до 30 июля.

Именно Эдвард Ли Ховард сообщил советским агентам о том, что американцы прорыли под новым зданием посольства России в Вашингтоне секретный тоннель, чтобы подключиться к внутренним коммуникациям и прослушивать все, что происходит в российской дипломатической миссии. Позднее это подтвердил другой американский агент ЦРУ, работавший в пользу СССР и России - Олдрич Эймс.

Обзор подготовила Лариса Глэд