Проблемы глобального климата в послекиотский период

На будущей неделе на международной встрече в Монреале (Канада) будут обсуждаться более действенные меры борьбы с глобальным потеплением на период после 2012 года, когда истечет срок действия Киотского протокола. По этому международному договору, который вступил в силу по эгидой ООН в начале нынешнего года, тридцать восемь промышленно развитых стран мира обязались в ближайшие семь лет сократить выброс в атмосферу парниковых газов до уровня на 5,2% ниже уровня 1990 года.

Частная организация «Центр Пью по изменению глобального климата» (Pew Center on Global Climate Change) предложила участникам встречи в Монреале свои идеи по разработке конкретных мер, которые следует претворить в жизнь в послекиотский период.

В докладе Центра представлены рекомендации состоявшихся за последний год совещаний двадцати пяти правительственных чиновников и бизнесменов из 15 стран, включая США, Мексику, Австралию, Бразилию, КНР и Японию. Доклад предлагает ряд новых решений проблемы изменения климата, говорит президент Центра Айлин Клауссен, причем эти решения являются практичными, политически приемлемыми и эффективными: «В докладе говорится, что нам нужна более гибкая международная структура, способная сотрудничать с ведущими национальными экономиками мира. На двадцать пять стран приходится 83% всех выбросов парниковых газов, способствующих глобальному потеплению. И все эти двадцать пять стран обязаны участвовать в решении проблемы».

Соединенные Штаты отказались участвовать в Киотском протоколе, ссылаясь на то, что он нанесет ущерб американской экономике и что в нем не предъявлены требования по снижению выбросов для ряда развивающихся стран, которые активно загрязняют окружающую среду.

К чести администрации президента Буша, отмечает Айлин Клауссен, даже отказавшись от Киотского протокола, США приступили к заключению серии соглашений с другими странами, в основном по технологиям, связанным с глобальным потеплением. Тем не менее, по ее мнению, Соединенные Штаты как страна, производящая самое большое количество парниковых газов в мире, должна активнее способствовать решению проблемы.

«На данный момент американская администрация заявляет, что она очень занята осуществлением собственных инициатив и не хочет участвовать в нашей, – говорит Айлин Клауссен. – . Но мы считаем, что с нами должна сотрудничать и она, и другие крупнейшие промышленно развитые и развивающиеся государства».

Доклад Центра предлагает создать систему, при которой разные страны смогли бы брать на себя неодинаковые обязательства по изменению климата. Сам процесс должен быть более открытым, а самое главное, гибким, добавляет заведующий отделом международной стратегии Центра Эллиот Дирингер, участвовавший в составлении доклада в качестве советника: «Идея заключается в том, чтобы разрешить каждой стране выработать свой собственный подход. Страны, имеющие сходные проблемы, могли бы объединяться в группы. Например, страны с развитой сталелитейной промышленностью могли бы ввести у себя отраслевые соглашения. Другие страны могли бы устанавливать рубежи в масштабе всей экономики или договариваться о сотрудничестве в области технологии. Третьи могли бы заключать соглашения об принципиально общем подходе к решению проблемы».

Подобные меры, считает Айлин Клауссен, могли бы убедить крупнейшие отрасли, в наибольшей степени загрязняющие среду, такие, как энергетика, автомобильная промышленность и другие, добровольно устанавливать для себя пороги выбросов. «Например, – говорит она, – в алюминиевой промышленности уже обсуждается внутриотраслевой подход к снижению выбросов. Это сулит отличные результаты, надо только, чтобы это стало частью общего процесса».

Лидеры американской промышленности, равно как и администрация президента Буша, уже давно выступают за добровольность и гибкость в подходе к глобальному потеплению. Именно к этому и призывает доклад Центра Пью.

Кроме того, в докладе выдвигается идея политического диалога на высоком уровне за рамками официальных переговоров по эгидой ООН. Ставится цель достижения более широкого политического консенсуса, способного ускорить буксующие переговоры об изменениях глобального климата.