Новости Голливуда: «Стелс»

Первым делом самолеты! И девушки при том

Когда одно из основных действующих лиц нового фильма «Стелс» (Stealth) Эди начинает говорить, немедленно приходит на память картина Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001». А именно: Эди говорит голосом ХЭЛа из «Космической одиссеи».

Если вы помните, ХЭЛ у Кубрика – бортовой компьютер космического аппарата, решающий, что он, компьютер, лучше знает, что хорошо для миссии, а что плохо. Проще говоря, машина стремится обрести власть над людьми. Сделанный на заре компьютерной эры фильм Кубрика предупреждал, среди прочего, об опасностях искусственного разума.

Сегодня, когда искусственный разум по своим возможностям весьма приблизился к естественному (вспомним проигрыш шахматного гения Каспарова компьютеру IBM!), проблема отношений человека и машины стоит еще острее, чем во времена кубриковского ХЭЛа.

Но фильм «Стелс» режиссера Роба Коэна («XXX – Три икса») подходит к проблеме чисто утилитарно. Говорящий и много мнящий о себе компьютер Эди здесь «назначен» пилотом сверхсекретного истребителя-бомбардировщика морской авиации, в испытаниях которого участвуют и три реальных летчика – три лейтенанта с авианосца «Авраам Линкольн». Именно к их звену приписан Эди. Теоретически он должен подчиняться командиру звена лейтенанту Бену Геннону (Джош Лукас), но у пилота-автомата есть на сей счет свои соображения.

Поскольку весь фильм является совершенно искусственной конструкцией, рассчитанной на получение максимальной прибыли за минимальный срок летнего проката, полного других блокбастеров, то искусственность разума автора сценария У.Д. Рихтера («Вторжение похитителей тел») проявляется уже в композиции трио «живых» пилотов. В звено входят белый красавец Бен Геннон, афроамериканец Генри Пурселл (еще «дооскаровский» Джейми Фокс) и «белокурая бестия» Кара Уэйд (Джессика Бил). Налицо политически корректный состав. Белый, черный и женщина. Не придерешься!

Поскольку чернокожий Генри постоянно шутит, то воспитанному на эйзенштейновском «Александре Невском» вашему корреспонденту сразу стало ясно, что у Генри «коротка кольчужка-то!». То есть этот персонаж слишком весел и слишком второстепенен для того, чтобы выйти в финал картины.

Я здесь не раскрываю особого сюжетного секрета, поскольку сюжет в фильме является лишь поводом для имеющихся в изобилии авиационных трюков – которые не могут поразить воображение, поскольку, как и все остальное в фильме, они искусственны на уровне видеоигры, в каковую фильм непременно будет переделан.

Политкорректность картины назойлива также и в постоянном проявлении пилотами заботы о мирном населении враждебных стран, дающих приют террористам. Атакуя сборище главарей мирового террора в Рангуне (Бирма), герои почти отказываются выполнить приказ на уничтожение, опасаясь причинить вред населению.

В другом эпизоде, получив приказ уничтожить атомные боеголовки, попавшие в руки террористов, наша тройка плакатных героев действительно отказывается выполнить приказ, опасаясь, что радиоактивная пыль окажется вредна для мирного населения. И только электронный Эди бросает свой самолет в опасное пике, чтобы эти заряды уничтожить. Просто не знаешь, кому симпатизировать.

Но чтобы у нас не было сомнения – кому, с первых эпизодов картины мы понимаем, что лейтенант Бен и лейтенант Кара – идеальная пара (извините за невольную рифму!). Это было бы вполне нормально, если бы сценарист и режиссер не подвергли чувства влюбленных совершенно идиотскому испытанию.

Кара после очередной авиационной эскапады вынуждена катапультироваться над... Северной Кореей. Она сразу же превращается в заштампованную damsel in distress (возлюбленную в опасности). А наш герой Бен, сделав вынужденную посадку на... Аляске, где он уничтожает гнездо американских заговорщиков, работающих на представителей антипатриотического ВПК, заинтересованного в продаже Пентагону «нечеловеческих» самолетов, вылетает на угнанном «Эди-лете» в Северную Корею для спасения Кары. И, конечно, спасает ее для последующего голливудского «поцелуя в диафрагму». Не без помощи самоперевоспитавшегося Эди, жертвующего собой ради людей.

И последнее замечание. Злодеями в фильме выступают политически корректные на сегодня северные корейцы. Фильм метит и в традиционные для либерального Голливуда цели – предположительно коррумпированных вашингтонских политиков, связанных с ВПК. Совершенно непонятно, однако, зачем понадобилось воткнуть в картину явно украденный из томкрузовского фильма «Лучший стрелок» эпизод воздушного боя с русскими летчиками.

Типичная отрыжка «холодной войны»!