Оценки ситуации на полях сражений существенно изменились за прошедший год.
Это третья часть материала о сбывшихся и несбывшихся прогнозах. Начало читайте здесь, вторую часть - здесь.
Весной 2023 года плачевная ситуация с боеприпасами в ВС РФ, ведущих боевые действия в Украине, стала широко известной из-за выступлений Евгения Пригожина.
В ту пору Пригожин считался одним из фаворитов Владимира Путина, создателем российских частных военных компаний (ЧВК) и организатором системы набора наемников для участия в боевых действиях против Украины. Массовую вербовку в ЧВК начали проводить в том числе в колониях, где отбывали наказание опасные преступники.
Военные аналитики обратили внимание на ряд аспектов: во-первых, очевидно, что потери ВС РФ были настолько значительны, что военные вынуждены отказаться от традиционных методов пополнения личного состава; во-вторых, появление на линии фронта бывших уголовников означало снижение воинской дисциплины, низкий уровень мотивации и подготовки российских военных; в-третьих, конфликт Пригожина с армейской иерархией демонстрировал серьезнейшие проблемы с управлением в высших эшелонах российской власти; и, в четвертых, постоянные жалобы Пригожина на нехватку боеприпасов и техники демонстрировали серьезность ситуации со снабжением российской группировки в Украине.
В начале июня ВСУ начали давно ожидавшееся крупномасштабное контрнаступление на юге, судя по всему, пытаясь выйти к побережью Азовского моря и тем перерезать наземные пути снабжения Крыма. Однако украинские войска столкнулись с большими проблемами при прорыве глубоко эшелонированной российской обороны, усиленной минными полями. Тем не менее, на некоторое время тактическая инициатива перешла к Украине, а российское командование начало перебрасывать на юг резервы с других участков фронта.
На протяжении нескольких недель ситуация на линии фронта оставалась неопределенной. И тут произошло неожиданное событие: 23-24 июня 2023 года Пригожин организовал мятеж наемников и поход на Москву под политическими лозунгами. Кремлю удалось быстро договориться с Пригожиным, но через два месяца основатель ЧВК «Вагнер» погиб при подозрительных обстоятельствах.
Эти события дали основания экспертам выразить сомнения во внутренней стабильности путинского режима и, следовательно, предположить, что Украина способна эффективно воспользоваться этим. Госсекретарь США Энтони Блинкен выразил общую тональность оценок этого периода войны: «Россия находится в худшем экономическом состоянии, как и в худшем состоянии с военной точки зрения».
Однако Россия сумела ликвидировать дефицит артиллерийских боеприпасов, закупив их у Северной Кореи, обладавшей гигантскими арсеналами снарядов для пушек советских калибров. Соответствующие соглашения, судя по всему, были подписаны в конце июля, а поставки начались в августе, что в скором времени заметно изменило ситуацию на фронтах – осенью появились многочисленные сообщения, что ВСУ вынуждены начать экономить боеприпасы, а российская артиллерия не жалеет снарядов. Напомним, большинство убитых и раненых военнослужащих в этом конфликте стали жертвами именно артиллерийского огня.
Идея перемирия
В этот период времени в США и Европе заметно увеличилось количество публикаций экспертных материалов, в которых выражалось предложение как можно быстрее остановить войну с помощью перемирия. Соответствующие заявления все чаще звучали на международных саммитах, о подобных предложениях добровольных посредников сообщал и президент Украины Владимир Зеленский.
В США влиятельные праворадикальные политики и активисты сделали призыв к остановке войны одним из ключевых пунктов своей программы. Одним из наиболее известных апологетов этой позиции стал богатейший человек мира Илон Маск, который назвал ситуацию на российско-украинском фронте «безнадежной» и подчеркнул, что продолжение вооруженного противостояния Москвы и Киева грозит началом Третьей мировой войны.
Вероятно, наиболее заметной в экспертном сообществе стала статья в журнале Foreign Affairs Сэмюэла Чарапа, сотрудника исследовательской Rand Corporation. Основной тезис Чарапа, которого поддержали некоторые другие известные аналитики, заключался в следующем: «Перемирие – по сути, долгосрочное соглашение о прекращении огня, которое не устраняет политические разногласия, – положит конец “горячей войне” между Россией и Украиной, но не их более широкому конфликту».
Критики этой позиции указывали, что в сложившихся обстоятельствах перемирие будет в пользу России, которая сможет на неопределенно длительное время удержать оккупированные украинские территории.
В августе 2023 года вице-премьер Украины Ирина Верещук предупредила, что война продлится долго и не закончится весной 2024 года.
В сентябре Майкл Кофман, ведущий научный сотрудник Центра военно-морского анализа США, отметил: «Переговоры в любой ближайшей или даже среднесрочной перспективе очень маловероятны. Даже если Украина освободит всю свою территорию, всё равно будет продолжаться трансграничная межгосударственная война. К сожалению, в войнах часто проигравший сам решает, когда война закончится. И нет никаких свидетельств того, что российское руководство готово к переговорам».
Осень войны
В сентябре 2023 года глава украинской разведки Кирилл Буданов заявил, что не разделяет мнение, что это будет длительная война, поскольку Россия не выдержит долговременного напряжения.
К октябрю ВСУ сумели освободить около 200 кв км территорий, однако контрнаступление явно выдохлось – украинские части не смогли прорваться к городу Токмак, который являлся их основной тактической целью. В свою очередь, ВС РФ вновь перехватили инициативу и возобновили атаки севернее – в том числе, в Донецкой и Харьковской областях.
Осенью положение Украины осложнилось и на международной арене: началась война Израиля и ХАМАС. Теперь военная помощь срочно потребовалась Израилю, а в США противники предоставления Киеву помощи сумели заблокировать в Конгрессе выделение соответствующих ассигнований. Кроме того, стало ясно, что страны Запада, которые только начали разворачивать производство вооружений – в том числе, для украинских нужд – явно не успевают с этим.
1 ноября 2023 года, Валерий Залужный, командующий ВСУ, дал интервью журналу The Economist. Он отметил, что ситуация на фронтах напоминает ему Первую мировую войну и сложилась патовая ситуация, когда обе стороны не способны склонить чашу весов на свою сторону.
1 декабря 2023 года президент Украины Владимир Зеленский в интервью агентству Associated Press признал, что контрнаступление завершилось неудачей: «Мы хотели получить более быстрые результаты. С этой точки зрения, к сожалению, мы не достигли желаемого».
Опросы общественного мнения, проводившиеся в странах Европы и Северной Америки, позволили обнаружить еще одно неприятное для Киева обстоятельство: жители многих стран начали демонстрировать усталость от войны России с Украиной и с меньшим энтузиазмом относиться к продолжению оказания помощи Украине.
Сценарии-2024
На этом фоне международные эксперты стали более пессимистично оценивать краткосрочные шансы Украины, хотя не выражали сомнений в том, что в длительной перспективе Россия обречена на поражение.
Так, в декабре 2023 года, генерал-майор Бундесвера Кристан Фрединг, отвечающий за помощь Украине, заявил газете «Зюддойче Цайтунг», что из этой войны ВС РФ выйдут серьезно ослабленными, как по оснащенности военной техникой, так и качеству военнослужащих.
Схожие предположения о печальном будущем поствоенной России высказывали многие, в том числе и президент Украины Владимир Зеленский: «Путин не понимает, что в долгой войне он проиграет».
Однако были и иные оценки. Тим Листер, военный обозреватель CNN, пришел к выводу, что западные системы вооружений, поставленные Украине, превосходят российские аналоги, однако – в силу их ограниченного количества – не способны компенсировать подавляющее численное преимущество ВС РФ над ВСУ, поскольку Россия готова мириться с высокими потерями и платить за каждый захваченный километр жизнями сотен своих солдат.
Эрик Чиарамелла, старший научный сотрудник программы России и Евразии Фонда Карнеги за международный мир, предположил, что руководство России почувствовало уверенность в своих силах: оно намерено постепенно измотать украинцев и делает ставку на возможные политические изменения в Вашингтоне – возможный кандидат Республиканской партии на ноябрьских президентских выборах Дональд Трамп неоднократно выражал готовность договориться с Москвой. Как и большинство аналитиков, он выразил уверенность, что Москва намерена вести мирные переговоры с Киевом только и исключительно с позиции силы, то есть – контролируя максимум украинской территории.
Обозреватель газеты The New York Times Серж Шмеманн высказал мнение, что Украине не требуется освобождать свои земли, оккупированные Россией: «Настоящая победа для Украины – это восстать из ада войны сильным, независимым, процветающим и безопасным западным государством, прочно стоящим на ногах».
В конце 2023 года ВС РФ прочно овладели инициативой и атаковали по всей линии фронта, не считаясь с потерями. Согласно многочисленным публикациям СМИ, главной проблемой ВСУ стал дефицит снарядов – западные союзники оказались неспособны произвести и поставить необходимые количества боеприпасов.
ВС РФ основной удар наносили по Авдеевке в Донецкой области, после тяжелых боев захватили ее в середине февраля, тем самым совершив прорыв украинской линии обороны, и в момент публикации этого материала продолжают попытки развить успех.
После падения Авдеевки Филип Карбер, президент The Potomac Foundation, предупредил, что положение ВСУ может существенно осложниться: «Открытая местность хороша для наступления, а не для обороны. У украинцев, к сожалению, не было второй и третьей линий обороны, которые русские создали на юге, и это очень усложнило задачу, а также у них нет бесконечного запаса минных полей, что очень затруднило бы наступление россиян. Все это означает, что когда земля высохнет, весной или в начале лета фронт может стать очень нестабильным».
В феврале-марте представители высшего руководства России в очередной раз заговорили о неминуемом исчезновении Украины как независимого государства. Ярослав Трофимов, корреспондент газеты The Wall Street Journal, так оценил ситуацию: «Переговоры не продуктивны, ведь Россия продолжает настаивать на смене режима в Киеве и русификации страны, что неприемлемо для Украины. Медведев (заместитель председателя Совбеза РФ), который в своих постах часто озвучивает то, что на уме у Путина, выдвигает ультиматум: украинцы должны перестать существовать как нация и государство. Украинское руководство понимает, что согласие на предлагаемую Кремлем сделку по оккупированным территориям “земля в обмен на мир” есть не что иное как отсроченная вторая фаза войны. Россия не собирается останавливаться. Это очевидно. Что остается украинцам? Напрячь все силы и продолжать воевать».
Эдвард Луттвак, эксперт Hoover Institution, считает, что есть все основания считать, что речь идет о длительной войне в стиле 18 века, которая может продолжаться много лет и может завершиться лишь в результате полного истощения сторон.
В марте 2024 года британский исследовательский Chatham House опубликовал четыре сценария окончания войны.
Сценарий 1. После того, как поддержка США кардинально сокращается или вообще прекращается в начале 2025 года, Россия одерживает победу, правительство Зеленского теряет власть.
Сценарий 2. Украина освобождает все оккупированные Россией территории.
Сценарий 3. Под давлением международного сообщества или обстоятельств, Россия и Украина заключают соглашение о прекращении огня или мирное соглашение.
Сценарий 4. Война продолжается, обе стороны не демонстрируют стремления к заключению мирного соглашения.
Эксперты Chatham House пришли к выводу, что в войне России с Украиной ключевым политическим фактором становятся результаты выборов в США в ноябре 2024 года.