Чешский профессор Ян Бернард: «1968 год остается для нас важным уроком»

Кадр из фильма

Как киносъемка советского вторжения обрела вторую жизнь

В эти дни крупнейшая чешская онлайн-платформа DAFilms.com выпустила фильмы известных режиссеров Яна Немеца «The Ferrari Dino Girl» и Карела Вашека «Избирательные привязанности», приурочив этот релиз к 50-летию трагических событий августа 1968 года.

Танки на улицах Праги. Горящие автобусы и искореженные легковые машины. Растерянные горожане смотрят на лежащие на мостовой тела убитых и раненых. Молодые ребята размахивают национальными флагами.

Это кадры кинохроники, снятые режиссером Яном Немецом в роковой день 21 августа 1968 года, когда Советский Союз и другие стран Варшавского договора ввели свои войска в Чехословакию, чтобы задушить Пражскую весну, остановить процесс демократизации.

«The Ferrari Dino Girl» представляет собой ретроспективный коллаж, в основу которого положены 16 минут хроникальной съемки. С риском для жизни Ян Немец и его друзья сделали ее на улицах Праги 21 августа, запечатлев немало драматических моментов. Им удалось тогда же тайно вывезти съемку в Австрию. Ее показало австрийское телевидение, после чего эти драматические кадры увидели миллионы зрителей в десятках стран мира. В 2009 году Ян Немец вернулся к той съемке, включив ее в свой новый фильм, который он вписал в символический хронометраж - 68 минут.

Кадр из фильма

Документальная лента Карела Вашека «Избирательные привязанности» погружает зрителя в бурную, накаленную атмосферу второй половины марта 1968 года, в период между отставкой президента Чехословакии Антонина Новотного и избранием на этот пост генерала Людвика Свободы, поддержавшего демократические реформы Александра Дубчека. Кадры хроники запечатлели всех троих, а также других видных политиков тогдашней Чехословакии – Йозефа Смрковского, Олдржиха Черника, Честмира Цисаржа, Густава Гусака и других.

Онлайн-плаформа DAFilms.com начала работать в 2006 году. Своей миссией она видит продвижение лучших образцов чешского и международного документального кино. В ее видеобиблиотеку сейчас входят более 1700 фильмов. А программировать коллекцию помогают семь престижных европейских фестивалей документального кино.

Ян Немец (1936 - 2016) - один из ключевых режиссеров чешской новой волны 60-х годов, наряду с Милошем Форманом, Иржи Менцелем, Эвальдом Шормом и Верой Хитиловой. В 1966 ему запретили снимать игровое кино, но он стал работать на ТВ, снимать музыкальные видеоклипы. Его окончательно отлучили от профессии после событий 1968 года. В 1974 году Немец был вынужден уехать в эмиграцию, жил в Германии, Великобритании и США. В 1990 году вернулся в Чехию. Самые известные его фильмы - «Алмазы ночи» и «О торжестве и о гостях».

Автором монографии о Немеце является Ян Бернард (Jan Bernard) – профессор и бывший декан FAMU. Это знаменитая киношкола в Праге, которую Немец закончил в 1962 году. Профессор Бернард продолжает преподавательскую деятельность. Автор книг о Эвальде Шорме, Пьере Паоло Пазолини, национальных кинематографиях СССР.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» позвонил в Прагу профессору Яну Бернарду и попросил его ответить на несколько вопросов.

Олег Сулькин: Какова история фильма Немеца ««The Ferrari Dino Girl»?

Ян Бернард: Летом 1968 года Ян Немец снимал документальный фильм о Пражской весне, и к 20 августа он уже был почти готов. Ранним утром следующего дня ему позвонил один из друзей и сказал, что советские танки идут по Праге. Ян срочно разыскал кинокамеру и вместе со звукоинженером стал снимать то, что происходило на улицах города.

Кадр из фильма

О.С.: Насколько я понимаю, он был не одинок...

Я.Б.: Да, кроме него снимали корреспонденты иностранных агентств, чешские кинематографисты Станислав Милота, Эвальд Шорм и другие. Кто-то снимал в Брно, а один кинолюбитель наснимал материала на час в городе Либерец, где несколько человек были в тот день убиты.

О.С.: Что отличало съемку Немеца от других съемок того дня?

Я.Б.: Я бы сказал так – скорость, с какой ему удалось переправить пленку на Запад. Она оказалась в Австрии уже вечером того же дня, насколько я знаю. Позднее Немец решил соединить свои съемки оккупации с уже готовым материалом о Пражской весне. Так родился фильм «Оратория для Праги».

О.С.: Кто-то сказал, что у этой картины мировая аудитория больше, чем у фильмов Стивена Спилберга. Это, наверное, преувеличение?

Я.Б.: Может быть, и нет. Практические все телеканалы мира транслировали эту съемку, целиком или фрагментами ее посмотрели десятки миллионов людей.

О.С.: А когда Немец решил сделать новую расширенную версию?

Я.Б.: Он писал автобиографическую книгу, состоящую из нескольких новелл. В одной из них, - кажется, она называлась Italian Connection, - он рассказывал про девушку Яну и свой любимый автомобиль Fiat 850.

О.С.: Получилось что-то вполне сюрреалистическое. Ведь он, как известно, очень любил Кафку и Достоевского.

Я.Б.: Да, Немец любил преувеличивать. Это относится не только к этому фильму, но и к другим. Его фильмы – это, так сказать, приключения авторского сознания.

О.С.: Вы можете поставить эту картину в контекст сегодняшнего дня? Как относятся к событиям 1968 года ваши соотечественники сегодня?

Я.Б.: Трудно ответить на этот вопрос однозначно. 1968 год остается для нас важным уроком. Две годовщины определяют это отношение: предстоящее столетие Чешской Республики (будет отмечаться в октябре 2018 года) и 50-летие советского вторжения. У меня есть и личная мотивация. Мой брат был тяжело ранен советскими солдатами, едва не умер, много месяцев провел в больнице.

О.С.: Как это произошло? Он был в числе протестующих?

Я.Б.: Нет. Он вышел на улицу из любопытства. Ему хотелось посмотреть на русских солдат. Он стоял на площади у сквера, когда вдруг солдаты открыли стрельбу по толпе. Несколько человек были убиты, другие, как мой брат, ранены. Сейчас мой брат живет в Англии, в Ньюкасле. Что же касается вашего вопроса об общественных настроениях, то они во многом определяются новыми опасениями в отношении России. В то же самое время некоторые чешские политики поддерживают дружеские отношения с Россией. Россия - громная и влиятельная страна. И многие люди у нас испытывают страх.

О.С.: Знают ли новые поколения чехов о том, что произошло в 1968 году? Рассказывают ли о подавлении Пражской весны в школах?

Я.Б.: Знают отчасти. Это уже для них далекое прошлое. Во многих школах курс современной истории обычно заканчивается периодом Второй мировой войны.

О.С.: А вы своим студентам рассказываете о 1968 годе?

Я.Б.: Когда я читаю курс о чешском кино 60-х, то, конечно, говорю о подавлении демократии в тогдашней Чехословакии. Ведь с ее крахом фактически закончилась новая волна. Свободомыслящим режиссерам, таким как Немец и его соратники, перекрыли возможности снимать кино.

О.С.: Как вы знаете, в Советском Союзе лишь восемь смельчаков вышли на Красную площадь с протестом против советской агрессии. Почему, по-вашему, не было в СССР массовых протестов?

Я.Б.: Это результат массированной многолетней пропаганды. Официальные СМИ преподносили вторжение как «оказание братской помощи народу Чехословакии». Ну и так далее. И, конечно, страх, люди боялись высказываться, зная, что наказание будет суровым и неминуемым. Храбрых людей совсем немного.