Выборы в Верховную Раду: итоги и прогнозы

Российскую сторону в «Поединке» представляет Федор Лукьянов – главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», член президиума Совета по внешней и оборонной политике, американскую сторону – Дональд Дженсен, аналитик Центра трансатлантических отношений в Школе международных исследований имени Пола Нитце при Университете Джонса Хопкинса.

Взгляд из Москвы:
Украина – устойчивость без движения



Взгляд из Вашингтона:
Преодолеет ли Украина кризис идентичности?



Украина – устойчивость без движения

За 8 лет, прошедших после Оранжевой революции, когда накал страстей на Украине привлекал внимание всего мира и, конечно, прежде всего Москвы, отношения России к украинской политике изменилось. Кремль понял, что попытки прямого вмешательства бесполезны, точнее вредны – результат получается противоположный. Но и опасаться резкого ухода Украины от российского влияния нет оснований – все препятствия этому соседняя страна создаст себе сама.

При этом Украина ни при какой власти не станет похожа на Россию с точки зрения модели политической системы. Выборы в Раду показали, что стране сохраняется высокая степень плюрализма и гражданам предлагается меню, вполне сравнимое с современными европейскими образцами. Так, теперь в Верховной раде, как и в парламентах большинства стран Евросоюза, появится фракция националистов (партия «Свобода»). Представлены усилившиеся левые (компартия), есть конъюнктурный проект без идеологии, зато сделанный под селебрити (боксер Виталий Кличко). Ну и две основные силы, явно выделяющиеся на общем фоне, которые и соревнуются за власть – Партия регионов и Объединенная оппозиция на основе «Батькивщины» Юлии Тимошенко.

Особых идеологических различий не видно. Есть условная геополитическая ориентация – «пророссийскость» или «прозападность». Условная, потому то и в России, и на Западе давно поняли, что украинские политики руководствуются только своими интересами, еще и постоянно меняющимися. Зато источники финансирования у всех одни – олигархические группы оплачивают всех. В результате политика, мягко говоря, очень гибкая. Она вся построена на вязкой системе бесконечных договоренностей и «передоговоренностей», что и обеспечивает относительную устойчивость конструкции.

В России любят рассуждать о том, что Украина обречена на распад, слишком, мол, разнородная. Однако, будучи действительно, крайне неоднородной в культурном, языковом, социальном плане, страна, как ни удивительно, очень целостна. Невозможность окончательной централизации по российскому образцу заставляет проводить вязкий курс, который выглядит (а часто и является) топтанием на месте, но обеспечивает политическую взаимосвязь всех разнообразных элементов. По отдельности эти элементы существовать не могут. Бедный, но идеологически окрашенный запад не выживет экономически, а обладающий экономическим потенциалом восток не имеет собственной политической идентичности. В совокупности они составляют образование странное, но жизнеспособное только в едином комплексе. Ценность суверенитета осознается подавляющим большинством.

Устойчивость доказана, но что дальше? До сих пор содержание украинской политики составляло бесконечное геополитическое лавирование между Россией и Европой. В Киеве хотят заниматься этим и дальше, но от беспрестанных местечковых интриг на Украине устали все. К тому же у всех полно своих проблем. Европа погружена в кризис, США все больше смотрят на Азию, и даже Россия утратила прежний задор и теперь выжидает, что будет делать Украина, а не выдвигает каскада предложений, как еще два года назад.
Экономическое положение Украины совсем не блестящее, а перспективы получения необходимой для страны масштабной экономической помощи туманны. На Западе рассчитывать не на что. Дело Тимошенко омрачает отношения. Да и вообще, свободных денег нет. Россия выдвинула условия – вступление в Таможенный союз. Однако любая обязывающая договоренность для Киева – политические осложнения. Тем более при новом составе Верховной рады – фракция националистов уже начинает устраивать шоу по поводу угрозы независимости… И олигархи, заинтересованные в том, чтобы «отжимать» российских конкурентов, охотно будет этим управлять, включая при необходимости пана Тягнибока со товарищи.

Двадцать с лишним лет после провозглашения независимости Украина добилась цели – доказала свою состоятельность и самостоятельность. Осталось понять, способна ли самостоятельная Украина обеспечить себе собственные источники и драйверы развития.

Преодолеет ли Украина кризис идентичности?

Правящая на Украине «Партия регионов» одержала победу на парламентских выборах, состоявшихся 28 октября. После подсчета более 99 процентов голосов, партия президента Виктора Януковича набрала 30,7% голосов. Оппозиционная партия «Батькивщина» («Отчизна») набрала 25,47%; а «Удар», новая партия чемпиона мира по боксу в супертяжелом весе Виталия Кличко (также являющегося оппозиционером) получила 13,93% голосов. Между тем, коммунисты набрали 13,27%, а националистская партия «Свобода» получила 10,4 %. В Верховной Раде, состоящем из 450 мест украинском парламенте, где половина мест распределяется по системе пропорционального представительства, а другая половина – по принципу относительного большинства голосов, «Партия регионов», похоже, точно будет иметь большинство.

Российские наблюдатели на этих выборах назвали их свободными и честными, однако западные наблюдатели пришли к выводу, что «Партия регионов» имела несправедливое преимущество благодаря злоупотреблению административному ресурсу, доминированию в про-правительственных СМИ а также тому, что в тюрьме находились двое наиболее авторитетных лидеров оппозиции, в том числе – бывший премьер-министра страны Юлия Тимошенко. «Учитывая злоупотребление властью и чрезмерную роль денег на этих выборах, похоже, что Украина переживает отступление от демократического прогресса», – заявил лидер миссии наблюдателей Парламентской Ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Эти результаты продемонстрировали, что в стране сохраняется политический раскол. В пятый раз с 2004 года силы Януковича не смогли набрать 50% голосов на национальных выборах. Учитывая, что Тимошенко была выведена из гонки, оппозиция была разобщена, несмотря на высокую в целом явку. Однако украинская оппозиция сейчас не способна прийти к единому мнению относительно перспектив страны или того, как взаимодействовать с правительством Януковича – и нужно ли вообще это делать.

Хотя правительство фальсифицировало результаты выборов, оно не могло контролировать весь процесс. Воскресные результаты также свидетельствуют о том, что Украина, возможно, проходит этап перемен. Есть признаки того, что поддержка Януковича сократилась среди его традиционной избирательной базы на востоке и юге Украины. Успех «Удара» может предвещать будущий восход Кличко в качестве соперника президента. Результаты националистской партии «Свобода», ставшие одним из главных сюрпризов этих выборов, также свидетельствуют о росте недовольства среди украинских избирателей. Хотя положение «Свободы» порой осложняет антисемитская и ксенофобская риторика ее лидеров, эта партия обещает бороться за укрепление демократии и прозападную внешнюю политику. Ее обещание защищать украинскую культуру и язык впервые поднимает вопрос украинской идентичности на высоком уровне с момента окончания президентского срока Виктора Ющенко. И действительно, многие сторонники бывшего президента Ющенко голосовали на этой неделе за «Свободу».

Однако Янукович вряд ли утратит в ближайшее время свои позиции во власти. Считавшийся изначально ставленником России или определенных олигархов, он выстроил вертикаль власти, которая поставила его самого, его родственников и верных друзей во главу пирамиды власти и денег. Янукович запугал значительную часть СМИ, посадил в тюрьму лидеров оппозиции и получил благоприятные решения слабого Конституционного суда, которые предоставляют фиговый листок легитимности его авторитарному правлению. Большинство структур власти, больше того, переполнены лоялистами из родного города Януковича, Донецка. В ходе своей предвыборной кампании президент сделал реверанс в сторону русскоговорящих избирателей, приняв закон об укреплении статуса русского языка (этот шаг вызвал протесты). Следуя популистской экономической политике, как свидетельствуют данные Минфина, только за первые девять месяцев 2012 года бюджетный дефицит Украины увеличился втрое по сравнению с предыдущим годом, причем на фоне 15-процентного увеличения госрасходов.

Два решения Януковича, однако, могут в конечном итоге привести к его падению. Во-первых, арест и приговор Юлии Тимошенко вызвал отчуждение Соединенных Штатов и Евросоюза, которые объявили улучшение ситуации в сфере прав человека одним из предварительных условий для дальнейшей интеграции Украины в западные политические и экономические институты. Во-вторых, его Харьковские соглашения с Россией, продлившие время пребывания российского Черноморского флота на украинской территории до 2042 года в обмен на скидку на российский газ, не удовлетворили аппетит Москвы к более тесной интеграции двух стран. Украинские власти часто недооценивают готовность Запада отстаивать вопросы соблюдения прав человека – очевидно, они считают, что США и ЕС не сделают ничего, способного подтолкнуть страну обратно в объятия России. Некоторые олигархи вокруг Януковича не желают терять свои позиции на европейских рынках из опасений, что в случае укрепления связей с Москвой их могут потеснить российские деловые интересы.

В настоящий момент Украина по-прежнему находится в глубине «длящегося уже два десятилетия кризиса идентичности» (выражаясь терминами Financial Times). В то время, как «Партия регионов» начинает создавать правящую коалицию, оппозиции необходимо преодолеть свои разногласия, если она желает использовать продемонстрированные на недавних выборах впечатляющие результаты и стать настоящей политической силой. Это будет сложная борьба, однако пессимистам следует помнить один урок из украинской истории. «Украинские избиратели, – отметил Андерс Аслунд, – неоднократно удивляли своим отличным пониманием происходящего и мужеством при сопротивлении действующей власти».