Линки доступности

Решение «Купер-Юнион» отложить выставку школы русского авангарда вызвало протесты


У здания «Купер-Юнион» в Нью-Йорке. 2015 г.
У здания «Купер-Юнион» в Нью-Йорке. 2015 г.

Следует ли политизировать сферу искусства из-за российской агрессии?

Влиятельный художественный колледж Нью-Йорка «Купер-Юнион» (Cooper Union) принял решение отложить выставку, посвященную ВХУТЕМАСу – прославленной советской школе архитектуры и дизайна 1920-х годов. По словам представителей колледжа, решение принято в свете продолжающейся войны в Украине.

Группа историков искусства, художников, арт-критиков, кураторов и культурологов обнародовала открытое письмо, в котором осудила это решение как «зловещее покушение на академические свободы и сферу образования».

Поиск баланса

Выставка «ВХУТЕМАС: Лаборатория авангарда» (Vkhutemas: Laboratory of the Avant-Garde, 1920-1930) должна была открыться 25 января, но в тот же день была отложена руководством «Купер-Юнион».

Помимо архивных материалов, связанных с историей ВХУТЕМАСа, включая его преподавателей и выпускников, экспозиция должна была познакомить посетителей с работами студентов «Купер-Юнион».

Кураторы выставки – Анна Бокова (Anna Bokov), адьюнкт-профессор «Купер-Юнион», и ее коллега Стивен Хилльер (Steven Hillyer), директор архива архитектурной школы «Купер-Юнион».

ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) разрабатывал новые методики преподавания, вдохновленные революционными идеями. Среди педагогов школы были представители нескольких течений авангарда, в первую очередь, конструктивизма, в том числе такие крупные мастера, как Эль Лисицкий, Александр Родченко, Любовь Попова, Казимир Малевич, Александра Экстер и Владимир Татлин. Многие из них – выходцы из Украины и Беларуси.

Царившая в мастерских атмосфера творческой свободы не укладывалась в прокрустово ложе сталинского концепта «социалистической культуры», и в 1930 году ВХУТЕМАС закрыли, обвинив его в «формализме».

В заявлении, подписанном Хейли Эбер (Hayley Eber), исполняющей обязанности декана колледжа, и Александра Точиловского (Alexander Tochilovsky), председателя выставочного комитета, отмечается, что решение отложить выставку даст «Купер-Юнион» время, чтобы внимательно рассмотреть все возникшие сомнения: «Мы благодарны нашим коллегам украинского происхождения. Они помогают нам искать нужный баланс, сохраняя точность и чувствительность, чтобы сохранить научный подход к истории архитектуры в то время, как российское правительство продолжает совершать злодеяния в отношении народа Украины».

«Интеллектуальный патронаж»

Как отмечает осведомленный сайт Artnews, в заявлении «Купер-Юнион» не упоминается статья профессора Нью-Йоркского университета Педера Анкера (Peder Anker), эксперта по экологической архитектуре.

По мнению многих наблюдателей, именно эта статья, опубликованная на Archinect, профессиональном сайте архитекторов, за несколько дней до предполагаемого открытия выставки, побудила «Купер-Юнион» отложить ее на неопределенный срок.

«Хотя в рамках подготовки выставки проделана обстоятельная научная работа, - пишет профессор Анкер, - в нынешней политической обстановке она служит примером российской пропаганды. Зачем в обстановке войны “Купер-Юнион” фактически согласился публично ее поддержать?».

Как замечает Artnews, в первоначальном варианте своей статьи Анкер обвинил Анну Бокову, со-куратора выставки, в контактах с президентом РФ Владимиром Путиным. Но затем упоминание об этом исчезло из текста статьи на сайте Archinect, который сообщил, что Бокова ответила на критику в свой адрес, назвав ее «фальшивой и клеветнической», и заявила, что Анкер умолчал о том, что был с ней лично знаком до этой публикации.

В ходе полемики Анкер не отрицал, что он не является специалистом по российской и советской архитектуре, что, по его мнению, не лишает его права выразить свою точку зрения в неакадемической статье. Он указывает, что ставит под сомнение не содержание выставки, а момент ее открытия, и то, что именно «интеллектуальный патронаж» отца Анны Боковой, близкого к властям России архитектора Андрея Бокова помог ей получить доступ к архивным материалам о ВХУТЕМАСе.

Анна Бокова – архитектор и историк архитектуры. Докторскую диссертацию защитила в Йельском университете. Вела научную работу в Швейцарской высщей технической школе Цюриха (ETH Zurich) и в Принстоне. Преподавала в Корнельском, Йельском, Гарвардском и других университетах. Публиковалась в ведущих профессиональных изданиях по архитектуре и дизайну. Анна Боков - автор фундаментального исследования «Авангард как метод: ВХУТЕМАС и педагогика пространства. 1920-1930» (Avant-Garde as Method: Vkhutemas and the Pedagogy of Space, 1920-1930), увидевшего свет в 2020 году.

Ее отец Андрей Боков - один из ведущих российских архитекторов, вице-президент Международной академии архитектуры, в 2008-2016 годы занимал пост президента Союза архитекторов России. В 2015 году, участвуя в заседании президентского Совета по культуре и искусству, поблагодарил Путина за аннексию Крыма.

«Мягкая сила»?

По мнению Анкера, «Купер-Юнион» должен отменить выставку и приостановить курсы лекций по советской и российской архитектуре.

«Я был бы первым в очереди на эту выставку десять лет назад, но не сейчас, – пишет он. – Сейчас же поддерживать российскую архитектуру означает проявлять нравственную глухоту».

«Любые исторические отсылы являются отражением современной ситуации, – продолжает автор статьи. – Россия совершает агрессию против Украины, которая по своей жестокости может быть сравнима с войной гитлеровской Германии против Советского Союза. Армии диктатора Владимира Путина уничтожают не только военные цели, но также мирных жителей и национальное культурное наследие (включая архитектуру). Чтобы скрыть военные преступления, сторонники России в Нью-Йорке очень стараются представить их страну, как сияющий центр высокой культуры. Это пропагандистская война, направленная на наше сознание с целью ослабить поддержку Украины нашими политиками. Это и называется “мягкой силой”».

По мнению Анкера, тот факт, что «Купер-Юнион» находится в центре украинской общины Нью-Йорка, добавляет горечи в и без того болезненную ситуацию.

В упомянутом выше открытом письме группы ученых и арт-экспертов отмечается, что Анкер не является экспертом по русской архитектуре, а его статья характеризуется как «интеллектуально сомнительная».

На момент публикации данной статьи открытое письмо подписали более 745 искусствоведов, историков, преподавателей, художников, кураторов музеев и выставок. Среди них ведущие американские эксперты в сфере российского и советского искусства, профессора крупнейших университетов США и других стран.

«Эта выставка, показывающая работы бывших и нынешних студентов “Купер-Юнион”, - говорится далее в открытом письме, - служит важным напоминанием о культурных экспериментах в межвоенные годы (имеются в виду Первая и Вторая мировые войны. – ГА) и их продолжающемся наследии, которое находилось и находится сегодня в оппозиции к авторитаризму».

В письме содержится призыв к руководству «Купер-Юнион» незамедлительно начать «открытый и ответственный процесс обсуждения в профессиональном сообществе и среди широкой общественности предположительной даты открытия выставки».

«Культура отмены»: за и против

В числе подписавших открытое письмо - Ксения Вытулева-Герц (Xenia Vytuleva-Herz), доктор философии, теоретик архитектуры, приглашенный профессор Базельского университета.

«У меня четкое мнение на этот счёт, – сказала Ксения Вытулева в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Подобная цензура и непрофессионализм в сфере образования в принципе недопустимы. Особенно сейчас. Особенно в данном случае. Я категорически против «культуры отмены». Я слишком хорошо вижу, к чему это приводит. Нельзя отменять, запрещать, вырезать, вычеркивать по политическим и национальным признакам как исследования и выставки, так и творчество отдельных художников».

«ВХУТЕМАС – школа, как раз учившая свободно мыслить, – продолжала Ксения Вытулева-Герц. – Она была расформирована в конце 1920-х, когда Сталин стал укреплять свою личную власть в стране. Я не люблю, когда по кляузе отменяют талантливую и крайне важную для Нью-Йорка и мирового научного сообщества выставку. Я уверена, что все подписавшие письмо, как и я, активно выступают против войны. А куратор выставки Аня Бокова - историк архитектуры, написала прекрасную книгу и защитила диссертацию в Йельском университете по ВХУТЕМАСу. Я знаю Аню, мы выступали на одних конференциях».

Ксения Вытулева-Герц сообщила, что вместе с мужем архитектором Мануэлем Герцем провела последние два года до российской агрессии в Киеве, где по его проекту была в прошлом году построена синагога в память о трагедии Бабьего Яра.

«Из-за войны у меня вся душа болит, – сказала она. – Но отменять историю? - Нет, это не выход, это само по себе очень страшно. Мы все - преподаватели, историки, кураторы, художники - оказались заложниками в этой крайне неприятной ситуации».

Подписал коллективное письмо и архитектор Марк Хидекель (Mark Khidekel), живущий в Нью-Йорке.

«Мой отец, Лазарь Хидекель, был близок ВХУТЕМАСу, его программе и принципам, – сказал Марк Хидекель. – В его архиве сохранилась даже приемная карточка студента этих мастерских. Но мы знаем, что мой отец вернулся в Витебск, и оставался учеником Малевича, став одним из создателей УНОВИСа (авангардного художественного объединения). Отменять выставку в “Купер-Юнион” тем более глупо, что суть ВХУТЕМАСа – служить лабораторией будущего. Русский авангард во многом определил пути и судьбы искусства ХХ века. Нужно иметь в виду, что объектов ВХУТЕМАСа не сохранилось, и на выставке представлены работы американских студентов “Купер-Юнион”, которые их воспроизводят. За что их наказывать? Все это похоже на “охоту на ведьм”. Отмена выставки означает повторное, через много лет убийство русского авангарда. Это все равно, что отменить таблицу Менделеева из-за того, что он русский».

В то же время решение отложить выставку приветствовала историк искусства Мирослава Мудрак (Myroslava Mudrak), почетный профессор Университета штата Огайо. В открытом письме коллегам она назвала это решение «Купер-Юнион» «храбрым и профессиональным».

«Открыть выставку во время широкомасштабной войны, начатой Россией и угрожающей самому существованию украинского искусства и культуры, - пишет профессор Мудрак, - не только продемонстрирует равнодушие части научного мира к текущим событиям, но и нашу профессиональную слабость как историков российского и восточноевропейского искусства и архитектуры».

«Пощечиной общественному вкусу, если перефразировать Давида Бурлюка, который в 1920-е годы избрал Ист-Виллидж своим домом, можно считать такой “праздник культуры” в районе, где живут украинцы, - либо эмигранты, бежавшие от советского режима, либо вновь прибывающие беженцы», - отмечает Мирослава Мудрак.

Форум

XS
SM
MD
LG