Линки доступности

Любой ЛГБТ-человек может стать потенциальным преступником»: чем грозит признание «ЛГБТ-движения» экстремистским?


Сотрудники российских правоохранительных органов блокируют участников митинга ЛГБТ-сообщества «Петербургский прайд» в центре Санкт-Петербурга, Россия, 3 августа 2019 года.
Сотрудники российских правоохранительных органов блокируют участников митинга ЛГБТ-сообщества «Петербургский прайд» в центре Санкт-Петербурга, Россия, 3 августа 2019 года.

Какие последствия может иметь признание в России экстремистским всего ЛГБТ-движения после поданного российским минюстом иска в Верховный суд? «Голос Америки» поговорил с русскоязычными активистами в США и Европе

В минувшую пятницу стало известно, что российский минюст подал в Верховный суд РФ административный иск о признании экстремистским «Международного общественного движения ЛГБТ» и запрете его в России.

По версии ведомства, в деятельности «ЛГБТ-движения» выявлены «различные признаки и проявления экстремистской направленности, в том числе возбуждение социальной и религиозной розни». Судебное разбирательство по этому делу назначено на 30 ноября.

Однако проблема в том, что как такового зарегистрированного «Международного общественного движения ЛГБТ» не существует, а какие последствия будут у этого запрета — неизвестно.

Игорь Кочетков, основатель «Российской ЛГБТ-сети», выразил мнение, что иск Минюста — это попытка сфабриковать угрозу со стороны ЛГБТ-сообщества и признать экстремистской несуществующую организацию: «Разумеется, Министерство юстиции придумало эту организацию. Знаете, это из серии «сам шучу, сам смеюсь». Только в данном случае все печально, потому что они придумывали фейковую организацию, которая, конечно, не существует. И они пытаются признать ее экстремистской.

ЛГБТ-активисты держат флаги на митинге по сбору подписей за отмену результатов голосования по поправкам в Конституцию на Пушкинской площади в Москве, Россия, среда, 15 июля 2020 г.
ЛГБТ-активисты держат флаги на митинге по сбору подписей за отмену результатов голосования по поправкам в Конституцию на Пушкинской площади в Москве, Россия, среда, 15 июля 2020 г.

К сожалению, последствия этого будут совершенно печальны. Они не так веселы, как сама эта ситуация. Дело в том, что это политическое и идеологическое решение. Таким образом, государство в лице Министерства юстиции пытается запретить вообще высказывание любых взглядов в поддержку прав человека в связи с сексуальной ориентацией, гендерной идентичностью, распространение любой информации, в которой бы упоминалось ЛГБТ.

Вообще упоминание ЛГБТ оно может рассматриваться как использование экстремистской символики с очень серьезными уголовными последствиями. Это решение грозит существующим еще в России ЛГБТ-организациям, ЛГБТ-активистам, потому что они оказываются экстремистами, то есть уголовными преступниками, потенциальными по умолчанию.

И учитывая, что здесь распространение материалов — это продолжающееся преступление, как они это называют. То есть, если вы 10 лет назад у себя в социальных сетях поместили радужный флаг или поместили какой-то пост, какой-то текст в поддержку ЛГБТ, даже если вы сами не ЛГБТ-человек, и, если этот пост не удален, это продолжающееся преступление , и вас можно привлечь к ответственности».

Максим Оленичев, юрист, специализирующийся на правах ЛГБТ, указывает на юридическую невозможность признания движения или идеологии экстремистской без конкретных доказательств существования такой организации: «Дело в том, что по существующему в России порядку законодательному невозможно признать какое-либо широкое движение или какую-либо идеологию экстремистской.

Для этого, в любом случае, минюст или генпрокуратура обязаны предъявить иск в суд о признании конкретной, реально существующей организации экстремистской.

И мы знаем о том, что та организация, которую минюст пытается признать экстремистской, в реальности не существует. И для этого даже есть юридические причины, потому что по закону об общественных объединениях требуется проведение учредительного собрания, утверждение устава, избрание руководящих органов управления.

И эти доказательства министерство юстиции должно передать в суд, когда требует признать организацию экстремистской. Но оно этого не сделает, и суд все равно иск рассмотрит, потому что в последние несколько лет такая практика сложилась в российских судах.

Из пресс-релиза минюста мы знаем о том, что он обвиняет «международное общественное движение ЛГБТ» в распространении социальной и религиозной розни, но никаких доказательств не приводит.

Эти доказательства будут представлены в закрытом судебном заседании, и мы не узнаем об этих доказательствах. И здесь важно, что если 30 ноября, допустим, суд примет решение и в этот же день изготовит полностью его текст, который не будет, скорее всего, опубликован, и мы не узнаем, что там написано, то с этого момента начнет исчисляться месячный срок на подачу апелляционной жалобы. Если никто не подаст апелляцию, то с 31 декабря возникнут правовые риски, связанные с участием в деятельности организации, деятельности или финансирования этой экстремистской мифической организации».

Участник митинга ЛГБТ-сообщества размахивает радужным флагом в центре Санкт-Петербурга, Россия, 3 августа 2019 г.
Участник митинга ЛГБТ-сообщества размахивает радужным флагом в центре Санкт-Петербурга, Россия, 3 августа 2019 г.

Максим Ибадов, национальный координатор RUSA LGBTQ+, рассматривает это дело как часть более широкой тенденции усиления давления на ЛГБТ-сообщество в России: «Это часть тенденции, которая идет уже последние 10 или больше лет.

Медленно, медленно, медленно, но она ускорилась с вторжением в Украину, понятное дело, когда в прошлом году приняли закон о пропаганде для не только несовершеннолетних, но и для взрослых, а также жуткие трансфобные законы, которые издались в этом году.

Всем понятно, что они хотят довести дело до полной криминализации ЛГБТ-сообщества, но при этом они не хотят это делать так радикально, как это делают в некоторых странах, как в Уганде, в Африке, где просто убивают.

Как мне кажется, то, что они делают сейчас — они хотят, чтобы на территории России были запрещены вообще какие-либо движения за права ЛГБТ-сообщества.

Мне также кажется, что это направлено против организаций таких как Rainbow Railroad, которые занимаются помощью с выездом ЛГБТ-людей из стран, в которых им опасно, включая Россию, чтобы подобные организации не могли оперировать на территории России и вывозить людей. То есть это продолжение того, что они делают из ЛГБТ-сообщества козлов отпущения, когда в стране все проваливается: идет война, проваливается инфраструктура, образование, здравоохранение».

Форум

XS
SM
MD
LG