Линки доступности

Торговля на фоне эскалации


Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба

В 2021 году объемы торговли Украины и России выросли

КИЕВ – Россия продолжает стягивать к границам с Украиной войска. Вместе с тем, Государственная служба статистики Украины опубликовала данные о торговле с Россией. По итогам первых девяти месяцев 2021 года экспорт товаров из Украины в Россию вырос на 121,9%, импорт на 119% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

Украина продавала России мясо, молоко, алкоголь, конфеты, соль, руду, продукты неорганической химии, пластмассу, полимерные материалы и другое, покупала – нефть и нефтепродукты, бумагу, картон, черные металлы, пластмассу, никель, вату и др. За 9 месяцев этого года Украина продала в Россию товаров на 2 475 млрд долларов долларов, а закупила – на 3 977 млрд.

Вместе с тем, в Киеве не исключают возможности возобновления равных с Россией торговых отношений. Это может произойти после того, «как только Россия уйдет с Украины», отметил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба. Это будет возможно, отметил министр, когда «РФ уйдет из Крыма и Донбасса».

Вместе с тем, по мнению ряда экспертов, продолжение войны и торговля с Россией – это новые гибридные реалии, которые не отрицают друг друга.

Товарооборот

Политолог Вячеслав Потапенко отмечает, что цифры, которые отображают торговый оборот между Украиной и Россией, не учитывают экономические отношения через третьи страны и офшоры.

«Есть взаимный оборот через третьи страны – он происходит и происходил до 2014 года. В целом, можно сказать, что ситуация не изменилась, она как была, так и есть, и стабилизировалась на том минимальном уровне, который нужен для жизнедеятельности бизнеса и не зарегулирована государствами. Есть взаимный оборот через третьи страны – он происходит и происходил до 2014 года», – говорит Вячеслав Потапенко корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Реальные цифры взаимной торговли между Украиной и Россией, вместе с отображаемыми в официальных статистиках, через третьи страны и офшоры, по его словам, могут быть на уровне пяти-шести миллиардов долларов.

«В целом, можно сказать, что ситуация не изменилась, она как была так и есть, и стабилизировалась на том минимальном уровне, который нужен для жизнедеятельности бизнеса и не зарегулирована государствами», – говорит он.

Реалии «гибридной войны»

Политолог Андрей Окара считает, что «гибридная война» между Россией и Украиной – новый тип военных действий. «Вопрос о том, можно ли воевать, при том, что одновременно гибнут люди и торговать, и зависеть друг от друга, это сложнейший этический вопрос, на который пока еще не сконструировали универсального ответа», – говорит Андрей Окара корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он отмечает, что нужно учитывать, что в новой гибридной реальности – уместные гибридные действия: «Полностью отказаться от торговли между Украиной и Россией невозможно».

Однако, он также напоминает, что Украина призывает Запад включить санкции против России за ее агрессию на Донбассе и оккупацию Крыма, уровень которых может ударить по немецкой или французской экономикам. «Нормально ли при этом самой Украине продолжать торговать?» – задает вопрос Андрей Окара.

Вместе с тем, по его словам, полное прекращение торговых отношений с Украиной со стороны России приведет к коллапсу украинской экономики.

«Понятно, что советская модель развития экономики предполагала зависимость – украинская экономика зависима от российской, российская в гораздо меньшей степени, от украинской, из этого приходится исходить, потому что за другие альтернативы – придется заплатить благосостоянием граждан», – считает Андрей Окара.

Международные отношения

Украинский политический обозреватель Марат Акопян считает, что вопрос о торговле со страной-агрессором регулярно поднимается в прессе, но делается это часто «для хайпа, кликабельности, или же тема подбрасывается самой Россией».

«Для Москвы эта тема важна из соображений гиперболизации своей роли для стран постсоветского пространства. Но в Кремле болезненнее всего ощущают разрыв именно с Украиной, это очевидно. Украина большая страна с удобным рынком, как в плане логистики, так и в потребительском плане. Потеря такого торгового партнера как Украина, не может пройти незаметно ни для какой страны, особенно это касается тех, кто десятилетиями был связан между собой», – говорит Марат Акопян корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он считает, что агрессия России создала для Киева «колоссальные проблемы», как в политической, так и в социально-экономической сферах. Вместе с тем он считает, что «торговля до деоккупации украинских земель крайне нежелательна и даже опасна».

«Экономика важный рычаг для успешной политики, и торговля со страной, которая оккупировала наши международно-признанные территории, крайне нежелательна», – подчеркивает Марат Акопян.

Глас народа

Почти половина украинцев поддерживают идею введения полного эмбарго на торговлю с Россией. Это показал опрос исследовательской компании Active Group, проведенный в начале декабря.

На вопрос «Должна ли Украина ввести полное эмбарго на торговлю с Россией?» 44,3% респондентов ответили «скорее должна» или «да, должна». Отрицательный ответ дали 14,8% опрошенных.

О том, что Украине следует «точно прекратить» дипломатические отношения с Россией, считают 22,2% украинцев, «скорее, да» – 15,9%, не определились с ответом – 8%. Против разрыва дипотношений 21,5% опрошенных.

XS
SM
MD
LG