Линки доступности

«Окно возможностей» для Украины на следующем саммите НАТО


Владимир Зеленский
Владимир Зеленский

По словам президента Владимира Зеленского, членство Украины в НАТО – личный выбор украинцев. Половина граждан страны поддерживают членство в Альянсе

КИЕВ – Украина рассчитывает на «окно возможностей» во время саммита НАТО, который состоится в июне 2022 года в Мадриде. Об этом 16 декабря президент Владимир Зеленский сказал в Брюсселе во время совместной с Генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом пресс-конференции.

«Президент Украины также напомнил, что в следующем году исполняется 25 лет с момента заключения Хартии об особом партнерстве между Украиной и Организацией Североатлантического договора, подписанной в Мадриде. В этом контексте саммит НАТО, который в июне 2022 года также пройдет в Мадриде, Владимир Зеленский назвал "окном возможностей"», – сообщает пресс-служба лидера украинского государства.

Владимир Зеленский отметил, что страны – члены НАТО в вопросе евроатлантических перспектив Украины будут исходить с позиций и выбора украинского народа, не поддаваясь на угрозы и какие-либо «красные линии» других государств.

«Мы с господином генеральным секретарем Североатлантического альянса провели содержательные консультации по направлениям усиления взаимодействия между Украиной и НАТО с учетом современных очень опасных вызовов. Прежде всего хочу выразить искреннюю благодарность НАТО и лично господину Столтенбергу за неизменную поддержку суверенитета и территориальной целостности нашего государства в международно признанных границах», – сказал Зеленский.

Он подчеркнул, что членство Украины в НАТО – это выбор украинского народа. На протяжении многих лет в Украине, по его словам, поддержка членства в НАТО среди граждан сохранялась на уровне 50%, но она значительно возросла после начала войны в 2014 году и оккупации Россией полуострова Крым.

«Я считаю, что в принципе Россия подтолкнула Украину в НАТО. Я считаю, что сегодня Россия “прокладывает” тот сложный путь Украины в НАТО», – сказал Владимир Зеленский.

По его словам, ситуация во временно оккупированном Крыму, на Донбассе, вокруг украинских границ и в Черном и Азовском морях – это гибридные элементы, используемые российской стороной для шантажа и давления на государство и демократию.

«Это – элементы общего сценария по дестабилизации ситуации с безопасностью в регионе, Украине и Европе в целом. Их цель – дестабилизировать ситуацию на границах с НАТО, создать в обществах нарратив относительно слабости союзников, заблокировать евроатлантическую интеграцию Украины», – отметил президент Владимир Зеленский.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг отметил, что поддержка Украины со стороны НАТО не представляет угрозы для России: «Украина имеет право выбирать свои собственные механизмы обеспечения безопасности. Это основополагающий принцип европейской безопасности».

Он призвал Россию вернуться к дипломатии и деэскалации ситуации на границах, уважать суверенитет и территориальную целостность Украины.

«Любая дальнейшая агрессия против Украины будет иметь серьезные последствия. И обойдется дорого. И решение о том, присоединиться ли Украина к НАТО, будет приниматься только Украиной и 30 странами НАТО», – отметил Генсек НАТО.

Современная история отношений: Украина и НАТО

Украина и Грузия были близки к получению Плана действий относительно членства (ПДЧ) в НАТО на Бухарестском саммите Альянса в апреле 2008 года. По данным международной прессы, позиция Германии, Франции, Италии и других станов-членов Альянса оказала противодействие этой возможности для двух постсоветских республик получить ПДЧ в 2008 году.

В июне 2020 года НАТО предоставило Украине статус партнера с расширенными возможностями.

Напомним, что обретение Украиной полноправного членства в Европейском Союзе и в НАТО – норма, закрепленная в конституции страны, и является одним из приоритетов внешней политики официального Киева.

В июне 2021 года президент Украины Владимир Зеленский отметил, что предоставление Плана действий по членству, являются вопросами для обсуждения со странами Альянса, а не с Россией.

Расширение военной инфраструктуры НАТО на территорию Украины может быть красной линией для России, заявил 30 ноября президент России Владимир Путин.

«Зачем потребовалось расширять НАТО к нашим границам? Кто может ответить на этот вопрос? Ответа здравого нет, не существует. У нас была почти идиллическая картина взаимоотношений, особенно в середине 90-х годов. Мы были почти союзниками», – сказал президент России.

Накануне недавних виртуальных переговоров с Путиным Президент США Джо Байден отметил, что не собирается придерживаться каких-либо «красных линий», начертанных Кремлем.

Усилия и «окно возможностей»

Чтобы «окно возможностей» в политике евроатлантической интеграции открывалось, о нем нужно не только говорить, но и что-то делать, считает директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала.

«Ничего нового этими словами об “окне возможностей” Зеленский не демонстрирует. Выбрана дипломатия заявлений и публичных претензий к Западу. На самом деле, внутри страны за 2,5 года не очень выполняются те обязательства, которые взял на себя сам Зеленский и его команда. В двухсторонних отношениях между НАТО и Украиной и должно быть двустороннее движение», – говорит Виталий Бала корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он считает, что политика официального Киева, требования присоединения к Альянсу европейские политики принимают со значительной долей сомнения.

«Владимир Зеленский почти ультимативно требует от НАТО ПДЧ, Владимир Путин говорит о “красных линиях”, думаю, что в Альянсе испытывают от этих заявлений легкий шок. Политика расширения НАТО будет зависеть от стратегии Альянса, но Украине нужно сделать очень многое, чтобы быть готовой, когда в НАТО заявят о расширении», – подчеркивает Виталий Бала.

Путь в НАТО: конъюнктура и поддержка

Председатель Общественной лиги Украина – НАТО Сергей Джердж отмечает, что к следующему саммиту Альянса страна должна активнее проводить реформы, чтобы соответствовать критериями и стандартам НАТО.

«НАТО и западные партнеры демонстрируют нам свою поддержку. Наша задача сделать эту поддержку максимально большей, учитывая все угрозы, которые сегодня существуют. Необходимо мобилизировать все возможности, например, принять пакет законов для усиления Вооруженных сил и самообороны, создать условия для реальной работы территориальной обороны, ВПК страны должен работать как часы», – говорит Сергей Джердж корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

«Окно возможностей» к следующему саммиту НАТО на фоне российского агрессивного поведения, по словам Сергея Джерджа», должно быть подкреплено помощью международных институций и стратегических партнеров.

«В геополитике складывается конъюнктура, которая позволяет нам вне и внутри страны проводить необходимые реформы, чтобы открыть это “окно возможностей” к следующему саммиту НАТО», – считает Сергей Джердж.

XS
SM
MD
LG