Уникальную по сложности и рискованности операцию, называемую «таиландским чудом», воссоздали в документальном фильме «Спасение» (The Rescue) сорежиссеры, лауреаты премии «Оскар» Элизабет Чаи Васарели (Elizabeth Chai Vasarhelyi) и Джимми Чин (Jimmy Chin). В фильме, снятом совместно кинематографистами США и Великобритании, использованы ранее не известные видеосъемки и эксклюзивные интервью.
Гонка со временем
На протяжении двух недель летом 2018 года мир был прикован к новостям с севера Таиланда. Группа из 12 школьников-футболистов во главе с тренером осматривала систему экзотических пещер и внезапно оказалась отрезана от внешнего мира из-за сильного наводнения. Военные и энтузиасты-дайверы вступили в лихорадочную гонку со временем, чтобы найти и спасти ребят от гибели.
Супружеская чета Васарели и Чин в 2019 году удостоилась «Оскара» за лучший документальный фильм года, сняв ленту «Фри-Соло» (Free Solo). В ней рассказывается об альпинисте Алексе Хоннолде, первым поднявшемся в одиночку и без страховки по сложному маршруту на гору Эль-Капитан в национальном парке Йосемити. Новый фильм, как и «Фри-Соло», снят по заказу National Geographic.
В кинозале отеля «Кросби» в манхэттенском районе Сохо состоялся просмотр для прессы, в котором принял участие сорежиссер фильма Джимми Чин. Модератор встречи нью-йоркский кинокритик Джош Роткопф (Josh Rothkopf) поинтересовался, имел ли прежде Чин опыт спелеолога или подводного пловца. «Вы же были альпинистом и хайкером, что, уверен, помогло вам в работе над «Фри-Соло», – заметил он.
«Нет, я не имел ни малейшего опыта по туризму в пещерах, – ответил Чин. – Как и у большинства нормальных людей, такой опыт мне снится только в ночных кошмарах. А вот для Чаи эта история стала магнитом как невероятное приключение. Мы оба как завороженные следили за операцией по спасению в выпусках новостей, день за днем, час за часом. Для нас оказался важен и более широкий контекст».
Пещерный страх
23 июня 2018 года в разветвленной системе карстовых пещер Тхамлуанг на севере Таиланда пропала футбольная команда из 12 мальчиков 11-16 лет с 25-летним тренером. Выяснилось, что дети отправились осмотреть пещеру, но выбраться оттуда им помешало сильное наводнение, затопившее почти все галереи. Спасаясь от подступавшей воды, они сгрудились на небольшом незатопленном островке в одном из дальних ответвлений пещеры.
В спасательной операции участвовал элитный отряд тайских морпехов-дайверов, к которым присоединились добровольцы, спелеологи и аквалангисты не только из Таиланда, но и из США, Великобритании, Китая, Австралии и других стран. В общей сложности в беспрецедентной операции участвовали примерно десять тысяч человек. Разведка затопленных галерей велась с помощью подводных роботов.
Ряд экспертов считают, что тайцы без международной помощи не справились бы со сложнейшей задачей. В мире по пальцам пересчитать опытных дайверов, специализирующихся на подводном плавании в пещерах. Они-то практически все и приехали, и принимали участие в спасении, о чем подробно рассказывает фильм. Один из них, Верн Ансворт, обследовал комплекс пещер еще раньше, и по его совету тайские власти пригласили профессиональных ныряльщиков из других стран. Была построена канатная дорога внутри пещер по трассе будущей подводной эвакуации, проложены электрические и коммуникационные кабели.
Детей, голодных, испуганных и изможденных, нашли на десятый день поисков на узеньком уступе над водой. Они держались за счет воды, которая конденсировалась на стенах пещеры. Детям стали доставлять продукты и лекарства на время, пока готовилась их эвакуация. В один из дней погиб бывший военный пловец, доставлявший ребятам еду и баллоны с кислородом. Он посмертно удостоен высших военных почестей Таиланда.
Один плюс два
Фильм подробно рассказывает об операции по выводу людей из пещеры. Ребятам надели маски американского производства, через которые подавалась кислородная смесь. Их поместили в индивидуальные пластиковые коконы-капсулы. Каждого эвакуируемого сопровождали по два спасателя, которые несли его воздушный баллон и направляли движение с помощью канатной дороги. В первый день вывели четверых, на следующий день – еще четверых, еще через день – всех остальных. Последним эвакуировали тренера.
По сообщениям некоторых массмедиа, ребят предварительно накачали специальными успокоительными препаратами. Спасатели понимали: двигаясь под водой в кромешной тьме, через узенькие протоки, тесно привязанные к капсуле, в закрывающей все лицо маске, кто-то из ребят мог запаниковать, что поставило бы под угрозу жизни и спасаемых, и спасателей.
«Мы поняли, почему операцию морпехи держали в полном секрете, – отметил режиссер. – Ведь спасаемым ребятам пришлось принять соответствующие препараты. Риск был очень велик. Представляете, если бы об этом тогда узнала пресса и родственники, какой бы шум поднялся. А так – все живы-здоровы, радуйтесь, обнимайтесь. Так что фильм, мы надеемся, поможет восстановить реальную картину операции со всеми ее трудностями и рисками».
Zoom во спасение
Одна из главных сложностей для создателей фильма, по словам режиссера, заключалась в необходимости сочетать самые разные аспекты истории, где фигурируют десятки персонажей и десятки сюжетных линий. Что происходит в пещере? Что происходит вокруг пещеры? Что думают и делают профи-ныряльщики и военные спецы? Как реагируют на поиски родители и друзья ребят? Какова позиция властей? Как освещают эпопею местные и мировые масс медиа?
«Мы собирались на съемки в Таиланд весной 2020 года, но с приближением даты отъезда из-за пандемии становилось ясно, что путешествовать по свету слишком рискованно, – сказал Чин. – Мы делали интервью по Zoom и устанавливали отношения с героями фильма – ребятами-футболистами, профессиональными ныряльщиками, тайскими морпехами, американскими спецназовцами и жителями района, где случилась эта история».
Досъемки проходили в Англии. Ведь, как пояснил режиссер, по техническим причинам было невозможно в режиме реального времени снимать разные фазы спасательной операции.
«Мы все тщательно проговаривали с ныряльщиками-спасателями, шаг за шагом, – сказал Чин. – Они должны были воссоздать свои движения, последовательность действий. И все это при очень ограниченном свете, почти в темноте. Досъемки проходили в искусственном резервуаре под Лондоном, куда мы привезли участников операции. Они все помнили очень хорошо и без особого труда воспроизводили свои маневры».
Морпехи с чемоданчиками
Вот уже во второй раз партнером-заказчиком для Чина и Васарели выступает киноподразделение «Нэшнл джиографик». Каково было с ними работать в одной связке?
Чин сообщил, что до того, как заняться кинодокументалистикой, он почти двадцать лет проработал для журнала «Нэшнл джиографик» фотографом.
«На предыдущей картине, – заметил он, – их представители довольно глубоко вникали в наш творческий процесс. А на первом просмотре «Фри-Соло» один из студийных боссов, когда пошли титры и зажегся свет, обернулся к нам, развел руками и воскликнул: «И мы это финансировали?!». На этот раз все было по-другому. Нам дали полную свободу».
Что оказалось самым сложным в процессе работы?
«Командование Королевского корпуса морской пехоты Таиланда два года отказывалось предоставить нам ведомственную видеозапись спасательной операции, – рассказал Чин. – И я уже смирился с тем, что мы ее не получим никогда. Но Чаи – очень упорный человек. Она вакцинировалась и помчалась в Таиланд прямиком в офис к адмиралу, командующему корпусом. Я не знаю, что она ему наговорила, но он согласился! Надо было видеть, как делегация тайских морпехов с чемоданчиками, где были видеозаписи, прибыла в наш офис в Нью-Йорк для торжественной передачи обещанных материалов. Оказалось, в чемоданчиках к нам прилетели 87 часов записей! Условием было затушевать лица морпехов, участвовавших в операции. Мы, конечно, согласились».
Важную информативную и эмоциональную задачу выполняет в фильме компьютерная анимация, с помощью которой графически воспроизведена вся система туннелей длиной примерно два километра, пленниками которой стали юные футболисты вместе с тренером. Как рассказал Чин, аккуратная двухмерная проекция туннелей стала возможной благодаря трехмерной схеме, изготовленной ранее компьютерщиками «Нэшнл джиографик» для одной из телепрограмм о пещерах Таиланда.
Отвечая на вопрос о «политическом измерении» фильма, Чин отметил: «Конечно, мы думали о нем, мы думали о важности науки, научного знания, которое сегодня кое-кто оспаривает из конъюнктурных политических соображений. Достаточно взглянуть на споры вокруг ковида и вакцинации».
«Тысячи людей из разных стран, разных возрастов, разных религиозных воззрений объединились, чтобы спасти нескольких тайских ребят, – сказал он. – Сегодня мир расколот, в нем много вражды и ненависти, и такая история служит хорошим примером для их преодоления. В фильме звучит фраза «великодушие, благородство – начало всего». Об этом наш фильм»