Линки доступности

Реакция в мире на ракетный террор России: шок и возмущение


Медик оказывает помощь раненным в Киеве. 10 октября 2022 г.
Медик оказывает помощь раненным в Киеве. 10 октября 2022 г.

Эксперты - о новом витке эскалации российской агрессии против Украины

Варварские российские ракетные удары по Киеву и другим украинским городам в понедельник вызвали возмущение и решительное осуждение со стороны мировой общественности, международных организаций и политиков ведущих стран мира.

Выразив соболезнования родным и близким погибших, Президент Джо Байден в понедельник заявил, что эти удары продемонстрировали крайнюю жестокость войны Владимира Путина против украинского народа.

«Эти удары только еще больше укрепляют нашу приверженность поддерживать народ Украины столько, сколько потребуется. Вместе с нашими союзниками и партнерами мы продолжим делать все, чтобы Россия почувствовала цену своей агрессии» – говорится в заявлении президента США.

Джо Байден пообещал также, что США и союзники сделают все, чтобы привлечь к ответственности Путина и Россию за все злодеяния и военные преступления, и оказывать всю необходимую поддержку украинским силам для защиты своей страны и своей свободы.

«Мы вновь призываем Россию немедленно прекратить эту неспровоцированную агрессию и вывести свои войска из Украины», – заявил Байден.

Госсекретарь США Энтони Блинкен выпустил специальное заявление, где говорится, что «сегодняшние удары Кремля по Украине, вновь резко повышают ставки в этой жестокой войне, развязанной Россией. Российские бомбы ударили по детским площадкам и паркам Киева. Одна ракетная атака, за другой, – обрушились на улицы Киева и повредили в городе системы отопления, и объекты невоенного назначения по всей Украине».

«Я выражаю глубочайшие соболезнования жителям Украины, которые сегодня потеряли близких. Соединенные Штаты – с вами и поддерживают вас», – заявил Блинкен.

Госсекретарь США считает, что «ракетные атаки России – еще одно напоминание о том, что ее война против Украины представляет собой глубокую моральную проблему. Ни один человек, у кого есть совесть, и ни одна страна, у которой есть принципы, не могут остаться равнодушными к разрушениям в результате этих ужасных актов».

Пресс-секретарь премьер-министра Великобритании Лиз Трасс сообщил, что лидеры стран «Большой семерки» проведут встречу с президентом Украины Владимиром Зеленским во вторник.

Зеленский заявил, что обсудил ситуацию с канцлером Германии Олафом Шольцем и президентом Франции Эммануэлем Макроном.

Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель заявил, что действиям России «не место в 21 веке», добавив в «Твиттере», что военная поддержка Украины со стороны блока уже в пути.

«Это варварские и трусливые нападения... направленные на невинных гражданских лиц, направляющихся на работу и в школу в утренних пробках», – сказал Питер Стано, представитель исполнительной власти ЕС, на ежедневном брифинге Комиссии.

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен осудила российский ракетный удар, заявив: «Шокирована и потрясена злобными атаками на украинские города. Путинская Россия снова показала всему миру, что она олицетворяет: жестокость и террор».

Русская служба «Голоса Америки» обратилась за комментариями по поводу происшедшего к авторитетным международным и региональным экспертам.

Ричард Вайц: Запад должен помочь украинцам выиграть эту войну

Ричард Вайц (Richard Weitz), директор Центра военно-политического анализа Гудзоновского института, отмечает в интервью Русской службе «Голоса Америки», что Путин идет на явные военные преступления для того, чтобы выглядеть решительным: «Для меня очевидно, что эти обстрелы – признак того, что Путин и его команда исходят злостью из-за успешного подрыва моста в Крым, осуществленного украинскими спецслужбами. В военном отношении абсолютно бесполезно убивать такое количество гражданских лиц, и они используют это для внутренней политики, объявляя, что "наказывают украинцев"».

Ричард Вайц уверен, что удары украинских сил по объектам в Крыму вполне законны, а Москва по-прежнему не готова идти на применение ядерного оружия:

«Я считаю, что Крым – это украинская территория, и украинцы имеют право атаковать цели захватчика на своей территории, если они решат это делать. В настоящий момент я не думаю, что Путин применит ядерное оружие, так как это не принесет ему никаких выгод. По-видимому, Россия думает, что, убивая так много мирных украинцев даже с помощью обычных вооружений, она может запугать их - они такое практиковали в Сирии. Я не думаю, что им это удастся, но внутри страны они этим покажут, что готовы действовать жестко».

Военный аналитик говорит, что западные страны помогают Киеву с противовоздушной обороной, но полностью защитить украинские города от ракетных ударов пока сложно:

«Западу нужно просто помочь украинцам выиграть эту войну - через поставки вооружений, санкции и дипломатию. Запад уже снабжает Украину системами ПВО NASAM производства Норвегии и США, которые, например, защищают и нашу столицу, Вашингтон. Сложность в том, что многие из этих ударов наносятся Россией со своей территории, и согласно принятым сейчас правилам боя украинцы не могут сбивать самолеты или поражать пусковые ракетные установки, которые там находятся».

«Пока лучший вариант, – продолжает Ричард Вайц, – это сбивать ракеты, и украинцы сбили многие из тех, что были запущены в последние несколько часов. Другое дело, что ракет было так много, что некоторые из них неизбежно должны были долететь до целей. Я не уверен, что это можно как-то изменить, кроме как придерживаться уже выбранной стратегии – то есть, освободить всю оккупированную Россией территорию. И когда Украины отвоюет эти территории, она отбросит российские пусковые установки еще дальше к границе, что уменьшит возможность ударов по Киеву и другим городам».

Российская стратегия «ракетного террора»

Это ответ на подрыв Крымского моста и реализация, только в более широких масштабах, стратегии ракетного террора, считает военно-политический эксперт Юрий Федоров. По его оценке, эта стратегия направлена на уничтожение критически важной инфраструктуры противника

«Она была разработана относительно давно и рассматривалась, причем уже в открытых российских источниках, как наиболее эффективная схема ведения современной войны, – уточнил он комментарии для Русской службы «Голоса Америки». – В условиях, когда сухопутные войска России терпят поражение в Украине и пока не в состоянии остановить наступление ВСУ, эта стратегия приобрела особую актуальность (для Кремля)».

Да, к этому примешивается месть Путина за унижение его армии на фронтах и желание потрафить ультра-патриотам, «жаждущим крови и возмездия», добавил эксперт. Но при этом, как ему представляется, Москва своими варварскими действиями в большей степени преследовала сугубо практические цели: «Это прежде всего уничтожение энергетической инфраструктуры Украины с тем, чтобы по возможности остановить ее промышленное производство, а в конечном счете – подавить волю общества к сопротивлению. У Кремля весь расчет на то, что население не выдержит всех тягот и лишений и потребует (от Киева) капитуляции».

В то же время Юрий Федоров выразил сомнение в том, эти цели достижимы в принципе. «Сегодня, насколько можно судить по сообщениям информационных агентств, были повреждены менее двух десятков объектов критической важности, – констатировал он. – Но это не значит, что они вышли из строя раз и навсегда. Возможно, частично разрушены некоторые электроподстанции, но они подлежит восстановлению. Для полного уничтожения электростанции недостаточно попадания в нею одной крылатой ракеты. Так что, полагаю, все поправимо. Думаю, полностью вывести украинскую энергосистему Украины практически невероятно».

Вместе с тем эксперт скептически относится к тому, что Украина теперь получит большие шансы на предоставление ей дальнобойного американского оружия. Вряд ли Вашингтон из-за сегодняшнего ракетного удара радикально изменит свою политику относительно военных поставок Киеву, полагает он.

«Сегодняшние удары по Украине не заставят людей прекратить борьбу»

Мэтью Орр, старший аналитик по Евразии RANE (Matthew Orr, RANE), тоже считает, что это определенно эскалация, но напоминает, что Россия угрожала этим уже давно.

«Путин в Самарканде несколько недель назад говорил, что они нанесли удар по инфраструктуре плотины в Кривом Роге в качестве предупредительного удара. Россия уже наносила удары по гражданской инфраструктуре, также были опасения массированного нападения во время Дня независимости Украины. И понятно, что Россия должна была создать прецедент, чтобы удары по Крымскому мосту не остались безнаказанными, так что это попытка предотвратить подобные удары в будущем. Эти мосты - железнодорожный и автомобильный мост - очень важны для военных действий России. Украинцы, конечно, хотели нанести удар по Крымскому мосту, потому что они хотят создать прецедент того, что они могут нанести подобный удар, хотели бы, чтобы США предоставили боеприпасы большей дальности для Хаймарсов».

«Россия играла на опережение, стремясь показать, что если Киев собирается продолжать наносить подобные удары, как по Крымскому мосту, тогда Кремль активизирует атаки на гражданскую инфраструктуру в качестве сдерживающей или ответной меры», - считает эксперт, однако он не думает, что сделан шаг навстречу применения тактического ядерного оружия Москвой.

«Сегодняшние удары по Украине не заставят людей прекратить борьбу. А сколько у России таких ракет? Мы уже наблюдали, как российские силы экономят новые боеприпасы, используют большое количество старого и менее точного оружия. Если Москва думает, что сможет поддерживать такой темп ударов, то это быстро обессилит ее, так как эти ракеты закончатся быстрее. Особенно в свете того, что они наносят удары по гражданским целям вместо украинской военной инфраструктуры. Очевидно, что эти удары не имеют никакого влияния на украинскую армию. И поэтому возникает вопрос, не лучше ли было бы использовать это оружие на поле боя? Что наводит на мысль, что они наносятся не только для того, чтобы подать сигнал украинцам, но и во многом по внутриполитическим российским причинам. Такие люди из партии войны как Кадыров или Пригожин, которые призывали к подобным действиям в течение долгого времени, похоже, добились своего. Такие удары, если Россия сможет постоянно их наносить, могут повлиять на НКО и предприятия, которые возвращались в Украину, и заставить их свернуть свою деятельность из-за угроз безопасности. С другой стороны, эти обстрелы усиливают аргумент в пользу того, почему Запад должен предоставить Украине более современные противовоздушные системы», - заключил Мэтью Орр.

«Террор окончательно утвердился в качестве официальной политики режима»

Таким шагом Москва ставит себя в один ряд с Аль-Каидой и «Исламским государством» и другими одиозными группировками, заметил журналист Игорь Яковенко. По его словам, то, что Путин – “террорист №1” известно давно, и он это еще раз подтвердил.

«Террор окончательно утвердился в качестве официальной политики режима и стал единственно возможным ответом на военные победы ВСУ, – добавил собеседник «Голоса Америки». – Еще 8 октября, когда произошел подрыв Крымского моста, было ясно, как ответит Кремль. Об этом говорили многие, в том числе и я. Очевидно, что это месть».

Кроме того это еще своего рода «объяснительная записка», которую Путин адресует своей "ядерной аудитории" – квасным патриотам, которые надрывно возмущались, почему Москва «молчит», утверждает Игорь Яковенко: «Кадыров уже сообщил, что теперь на сто процентов доволен ходом “спецоперации”. Таким образом, Путин сделал всё, чтобы удовлетворить запрос коллективного Кадырова. Он им наглядно доказал, что по-прежнему является той властью, которой они достойны и которую заслужили».

Помимо этого, безусловно, целью ставилось нанести как можно больший экономический урон Украине, согласен журналист: «Есть жертвы среди мирного населения, в ряде городов уничтожены многие жизненно важные структуры. Это ужасно. Но это никак не скажется ни на моральном духе ВСУ, ни на военном потенциале страны. В Украине не видно никакой паники».

Нынешним чудовищным ракетным ударов Путин лишний раз продемонстрировал, что находится в тупике, подчеркнул Игорь Яковенко. Он, не имея достаточных ресурсов для военного ответа Украине, использовал террористический ресурс, а терроризм, как известно, оружие слабых, подытожил журналист.

«Проблема для Путина заключается в том, что Украина не собирается останавливаться...”

“У российских ударов в понедельник по Киеву и другим украинским городам есть определенный контекст», - считает Скотт Лукас (Scott Lukas), профессор международной политики Институт Клинтона Университетского колледжа Дублина.

«Это не только взрыв на Крымском мосту в выходные, этом любимом проекте Владимира Путина. Керченский мост связал Россию с оккупированным Крымом, символом 2014 года. После взрыва на Путина началось еще большее давление, которое уже нарастало до прошедших выходных. Здесь не только вопрос об ответе на подрыв моста в выходные, но и более широкий вопрос об оккупированных территориях, которые он аннексировал, и, похоже, не может сохранить. И теперь Украина наносит удар по сердцу путинского проекта - впервые за выходные Путин подвергся прямой критике со стороны военных аналитиков, и даже косвенной критике со стороны некоторых комментаторов на государственном телевидении. После сегодняшних ударов такие люди, как Симоньян, могут сказать: “посмотрите, какие мы сильные”. И Путин может сделать очередное заявление о том, что «если вы не остановитесь, мы продолжим наносить удары», считает эксперт.

Профессор Лукас добавляет, что «проблема для Путина заключается в том, что Украина не собирается останавливаться. Украина имеет преимущество на востоке, на юге, у них есть преимущество в организации. У них есть преимущество в высоком моральном духе, в некоторых областях у них лучшая военная техника, благодаря помощи других стран. Так что же произойдет в следующий раз, когда Украина одержит подобную громкую промежуточную победу? Что он сделает тогда, чтобы показать, что он все еще контролирует ситуацию? Это неизведанная область, в которой мы оказались. У Путина есть еще оружие — энергетическое. Пока оно не имело большого эффекта с точки зрения прекращения поддержки Украины. Но это не означает, что Европа не столкнется с ограничениями поставок из-за отключения, например, «Северного потока» - считает эксперт, и продолжает: “В Европе будут более высокие цены, но будут ли они достаточно высокими, чтобы Европа согласилась принести Киев в жертву Кремлю? Я так не думаю. Я считаю, что у поддержки Украины очень большая семья. А Путин — сирота. Если говорить о тактическом оружие, то его применение на поле боя только сделает это поле радиоактивным, что ужасно, разрушительно, но не принесет Путину победы или большого преимущества, если он применит ядерное оружие».

Филип Сейб, почетный профессор Университета Южной Калифорнии (Philip Seib, Professor Emeritus of Journalism and Public Diplomacy, USC), автор книги «Информация во время войны: журналистика, дезинформация и современный военный конфликт» (Information at War: Journalism, Disinformation, and Modern Warfare), поставил происшедшее в исторический контекст:

«Россия больше не может делать вид, что проводит «специальную военную операцию»; она воюет с Украиной, независимым государством. Россия нацеливается на мирных жителей точно так же, как это делала гитлеровская Германия, а совсем недавно - террористы. Действия России сегодня подчеркивают важность постоянной и растущей поддержки со стороны Соединенных Штатов и других стран НАТО».

XS
SM
MD
LG