На фоне сообщений о том, что Россия сосредоточила вблизи Украины от 90 до 100 тысяч военнослужащих, министр обороны РФ Сергей Шойгу во вторник заявил о заметном увеличении активности стратегических бомбардировщиков ВВС США в районе российских границ России. Об этом, как передает «Интерфакс», Шойгу сказал в ходе переговоров с министром обороны Китая.
По данным главы оборонного ведомства, за последний месяц зафиксировано около 30 вылетов самолетов НАТО «к рубежам Российской Федерации», что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период минувшего года.
Москва и Запад регулярно обмениваются взаимными упреками в нагнетании напряженности в Европе и дестабилизации обстановки в регионе. Так, например, помимо регулярных опасных инцидентов с участием самолетов ВКС России над Черным и Балтийским морями, американские военные указывают на их возросшую активность на северных рубежах США. Командующий NORAD сообщал о десятках перехватов самолета ВКС России в районе Аляски, что является рекордным количеством за последние годы.
В последние дни международные медиа, со ссылкой на источники в разведсообществе США и украинскую военную разведку, высказывают предположение что России может провести массированные наступательные операции на Украину в конце января- начале февраля.
Госсекретарь США Энтони Блинкен также на днях выразил обеспокоенность «сообщениями о нетипичной российской военной активности» вдоль украинских границ. По его словам, США в этом контексте ведут консультации с европейскими союзниками. «Мы не знаем, каковы намерения президента Путина, но знаем, что происходило в прошлом», – подчеркнул Блинкен.
По сведениям Wall Street Journal, американские чиновники на прошлой неделе предоставили европейским партнерам новую информацию, которая указывает на наращивание Россией военной силы регионе, которая может быть использованы для нападения на Украину.
В Кремле традиционно отвергают все обвинения в свой адрес, называя их частью дезинформационной кампании Запада, и переводят стрелки на Киев, обвиняя его в фактическом выходе из Минских соглашений.
Игорь Чубайс: «...Введение войск на территорию чужого государства для Кремля не является чем-то запретным или аморальным...»
Военное вторжение России в Украину «вполне может произойти», считает профессор Московского экономического института, доктор философских наук Игорь Чубайс. Во всяком случае, это не кажется чем-то невероятным сегодня с учетом общего политического контекста, уточнил он. «Есть факторы, которые этому мешают, а есть те, которые этому благоприятствуют, – добавил собеседник «Голоса Америки». – При анализе сложившейся обстановки надо учитывать треугольник событий. Возьмем кризис с использованием мигрантов на белорусско-польской границе. Это был способ проверки готовности Польши и Евросоюза реагировать на вызовы, а также желание переключения внимания всего мира на эту точку».
А вот удар по «Мемориалу» преследовал целью проверить состояние общественного мнения уже внутри страны, утверждает профессор: «Мемориал» – одна из самых авторитетных правозащитных организаций, и если бы общество не реагировало на действия властей так, как отреагировала, это означало бы, что любые шаги Кремля, включая интервенцию в Украину, сейчас возможны. А подлинной сверхзадачей является сосредоточение войск на границе с Украиной и подготовка к вводу туда войск. В этом треугольнике и нужно искать среднюю составляющую для определения того, что будет дальше».
Само по себе введение войск на территорию чужого государства для Кремля не является чем-то запретным или аморальным, полагает Игорь Чубайс. По его словам, если это покажется Москве выгодным, то будет непременно сделано.
«Пока всё 50:50. Хотя не исключено, что конечной целью может быть и просто стояние на месте в положении предстартовой готовности. Это напрягает и изводит Украину, заставляет нервничать Запад. А основания для беспокойства есть. Ведь по большому счету Путин не решил задачу, создав на Донбассе так называемые “ДНР-ЛНР”. Он сделал это для того, чтобы решить в свою пользу проблему Украины, а проблема не решается. Более того, она с каждым годом становится всё более и более обременительным для Москвы грузом», – резюмировал профессор.
Андрей Кортунов: «Речь идет больше о стратегии сдерживания, чем о подготовке военной операции...»
В свою очередь генеральному директору Российского совета по международным делам Андрею Кортунову кажется, что если бы такое вторжение готовилось, то никто об этом бы не знал. На его взгляд, в таких ситуациях скрытность и стремительность – необходимых условия успеха.
«К тому же современная оснащенность армии обеспечивает уровень мобильности, который не требует развертывания войск за неделю, тем более за месяцы, – аргументирует он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Поэтому если вблизи границ и происходят какие-то движение, причем в течение довольно длительного времени, это скорее говорит против планов вторжения, чем за».
Кроме того, мне не совсем понятно, какие цели могут преследоваться такого рода операциями, признался политолог: «Ясно, какие будут негативные последствия, но совсем не ясно, какую выгоду из этого можно извлечь на практике. Поэтому, как мне представляется, речь идет больше о стратегии сдерживания, чем о подготовке военной операции на территории Украины».
При этом у каждой из сторон могут быть свои цели при создании напряженной обстановки, допустил Андрей Кортунов. «Если говорить о России, то это сигнал не столько Киеву, сколько – Западу. Понятно, что российское руководство обеспокоено тем, что оно называет военным освоением украинской территории Североатлантическим блоком. Думаю, что здесь есть задача сдержать не только возможное наступление Украины на Востоке, но и размеры военно-технического сотрудничества Запада с Киевом».
Ранее телеканал CNN сообщил со ссылкой на источники в американском правительстве, что администрация Белого дома рассматривает возможность отправки в Украину дополнительного оружия. Так, по словам источника, новый пакет военной помощи может включать в себя дополнительные противотанковые комплексы «Джавелин» и минометы. Также рассматривается возможность предоставления переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер», вертолетов Ми-17, которые изначально предназначались для афганской армии.
Сегодня в Пентагоне отказались комментировать это сообщение. Отвечая на просьбу корреспондента Русской службы «Голоса Америки» прокомментировать сообщение CNN, официальный представитель Министерства обороны США Антон Семелрот (Anton Semelroth) заявил, что «в настоящий момент» Пентагон не может анонсировать факт оказания военной помощи Украине.
«Как мы всегда говорили, мы постоянно оцениваем конкретные требования к [усилению обороноспособности] украинских Вооруженных сил», – добавил Семелрот. Представитель Пентагона напомнил, что, начиная с 2014 года США оказали Украине помощь в сфере безопасности на общую сумму свыше 2,5 млрд долларов, причем. только в этом году на данные цели были выделены 400 млн долларов.
Не знаю, насколько уместно приводить в данном случае аналогию с ситуацией весной нынешнего года, но стоит отметить том факт, что вскоре после того повышения военной активности на российско-украинской границе президент Джо Байден пошел на встречу с президентом Владимиром Путиным в Женеве, заметил генеральный директор Российского совета по международным делам. «Это наводит на определенные размышления. Конечно, такого рода действия повышают внимание, которое Запад, и, в частности, США, уделяют России. А поскольку внимание Вашингтона сейчас явно отвлечено Китаем, и гораздо больше говорят и пишут о напряженности в районе Тайваньского пролива, то можно теоретически допустить, что это еще и сигнал США о необходимости продолжения диалога с Москвой», – заключил Андрей Кортунов.