Линки доступности

Запад обрезает нефтяные доходы Москвы


Танкер с сырой нефтью на якоре у терминала Козьмино в бухте Находка, Россия, 4 декабря 2022 года.
Танкер с сырой нефтью на якоре у терминала Козьмино в бухте Находка, Россия, 4 декабря 2022 года.

Эксперты – о последствиях введения эмбарго и ценового потолка на российскую нефть

Вступившие накануне в силу эмбарго на морские поставки российской нефти в страны ЕС, а также ценовой потолок в 60 долларов за баррель на транспортируемую по морю нефть из России, окажут существенное воздействие на экономику РФ. К такому мнению склоняются многие эксперты, в том числе те, которые были опрошены Русской службой «Голоса Америки».

Согласно прогнозу Международного энергетического агентства, к 2030 году доля России на мировом энергетическом рынке сократится приблизительно до 13%, а Кремль лишится около триллиона долларов экспортных доходов.

Напомним, решение о коридоре цен на российскую нефть было согласовано в пятницу Евросоюзом, странами «Большой семерки» и Австралией. Основная задача Запада в этом контексте – попытаться уменьшить прибыль, получаемую Москвой от экспорта «черного золота», и тем самым добиться изменения политики Кремля прекращения развязанной им войны в Украине, одновременно не «взорвав» мировой энергетический рынок.

При этом поставки, осуществляемые по трубопроводам, санкции не затрагивают, но с 5 февраля будущего года ограничения будут наложены на закупку российских нефтепродуктов.

Страны ЕС до российской агрессии против Украины потребляли около 85 процентов морских поставок сырой нефти из России.

В Москве негативно отреагировали на инициативу Запада и пригрозили не продавать свою нефть странам, которые поддержали решение о введении ценового потолка.

«Думаю, добыча отечественной нефти к концу следующего года упадет наполовину»

Эмбарго ЕС – весьма эффективная мера, которой Москве практически нечего противопоставить, заметил в интервью Русской службе «Голоса Америки» аналитик нефтегазового сектора Михаил Крутихин. По его мнению, страны, объявившие эмбарго, хорошо подготовились к этому и уже начали сокращать закупки российской нефти.

«Последние несколько танкеров, насколько я знаю, пошли в Роттердам совсем недавно, – добавил он. – Вот и всё, лавочка закрывается. Что это означает? В прошлом году страны, объявившие эмбарго, закупали 51 % из общего экспорта сырой нефти России. Теперь Москве нужно каким-то образом найти рынок для 118 миллионов тонн в год. Китай физически не может взять больше, чем брал раньше. У него нет возможности расширить транспортные пути и обеспечить соответствующую инфраструктуру. Индия тоже здесь не выручит. Это означает, что очень большую часть российской нефти (наверное, чуть меньше половины – около 60 миллионов тонн) попросту некуда будет реализовать».

Как известно, Москва уже объявила, что не будет поставлять нефть тем странам, которые ввели ценовой потолок в отношении российского «черного золота», напомнил Михаил Крутихин. На его взгляд, это абсолютно пустая угроза.

«Ведь в Кремле хотят наказать те самые страны, которые сами отказались от закупок российской нефти, – пояснил он. – Это выглядит смешно. Также не выдерживает критики аргумент вице-премьера (РФ) Новака, заявившего, что России из-за политики Запада придется сокращать добычу своей нефти. Но она и без того сокращается (пока на 13,5 %) и дальше только продолжит двигаться в том же направлении под воздействием эмбарго. Это происходит уже автоматически, а не из-за действий разъяренных российских властей».

Запада сделал очень важный ход, последствия которого уже чувствуются, констатировал аналитик: «Тревожное положение создалось в тех регионах, где живут нефтяники с семьями и компании, которые обслуживают промыслы. Там готовятся к сокращению добычи нефти и закрытию некоторых промыслов. Многие останутся без работы. Это тяжелейший удар не только по российскому бюджету, но и по жизни сотен тысяч людей. А когда, к следующей весне вступит в силу эмбарго на закупку российских нефтепродуктов и под запрет попадет 57 % экспорта, это еще больше усугубит экономическое положение страны. Думаю, добыча отечественной нефти к концу следующего года упадет наполовину».

Тем не менее Михаил Крутихин считает, что спрогнозировать, как западные меры могут отразиться на политике Кремля в отношении войны с Украиной, невозможно. «Если уж Путин вначале угробил российский газовый импорт, обрезав поставки в Европу почти до нуля, а теперь делает все, чтобы уничтожить российский нефтяной экспорт и вообще всю экономику страны, то чего от него можно ожидать в ближайшей перспективе, я судить не берусь», – резюмировал он.

«Непреодолимых экономических факторов, которые подталкивали бы Россию к действительно мирным переговорам с Украиной, на сегодня объективно не сложилось»

В свою очередь, экс-министр экономики России, политик Андрей Нечаев был более осторожным в своих оценках. Как ему представляется, пока слишком много вопросов, которые остаются без ответа.

«Неясно, как будет меняться потолок цен, – рассуждает собеседник «Голоса Америки». – Некоторые страны предлагали изначально сделать его более низким. Еврокомиссия предполагает, что он будет время от времени пересматриваться. Нынешний потолок, чего лукавить, достаточно комфортен для России. На нефть марки Urals цена в последнее время была 66-67 долларов за баррель. Потеря 6-7 долларов (для Москвы) не критична».

Также непонятно, как будет работать ценовой потолок, говорит экс-министр: «Это альтернатива или дополнение к европейскому эмбарго? Эмбарго, разумеется, сулит очень серьезные потери для российской нефтяной промышленности и бюджета. Но тут самый главный вопрос – страхование. Значительная часть российской нефти перевозится морем, а крупные западные страховые компании отказываются страховать транспортировку. Китай, например, уже объявил, что без полноценной страховки не будет покупать нефть, которую предполагается доставить морем. В России рассматривали различные контрмеры и вроде бы даже приобрели бывшие в употреблении танкеры и готовы обеспечить страхование в российских компаниях. Однако Турция заявила, что не будет пропускать через Босфор танкеры без международной страховки... Так что тут пока сплошные загадки».

Кроме того, многое будет зависеть от того, как поведет себя ОПЕК, уточнил Андрей Нечаев. С его точки зрения, из организации идут слишком противоречивые сигналы насчет того, будут ли члены ОПЕК повышать добычу нефти или нет.

«Вместе с тем непреодолимых экономических факторов, которые подталкивали бы Россию к действительно мирным переговорам с Украиной, на сегодня объективно не сложилось. Поэтому ждать кардинальных изменений в политике Кремля пока не приходится», – заключил он.

Форум

XS
SM
MD
LG