Нью-Йоркский район Бушвик за последние дюжину лет превратился из криминальной промзоны в креативное арт-пространство на севере Бруклина. Джо Фикалора справился с депрессией целого района.
Фикалора рос в самом опасном районе Нью-Йорка. Его отца ограбили и убили, его мать умерла от рака. Но Джо Фикалора не уехал и не смирился. Он вывел из депрессии и самого себя, и свой район, превратив Бушвик в главную галерею нью-йоркского стрит-арта под открытым небом.
«Это как огромная книга-раскраска. Это побег от реальности. И если я могу хотя бы на одну секунду заставить здесь кого-то просто забыться, остановится в моменте, то в этом и есть смысл. Хотя изначально я делал это для себя», - признается Фикалора.
«Нью-Йорк Таймс» назвал его «Случайным куратором» само большой галереи стрит-арта под открытым небом. Сын эмигрантов из Сицилии, никогда не державший в руках аэрозольный баллончик, раскрасил все стены бывшей бруклинской промзоны.
«Никому не было дела до Бушвика, когда мы здесь росли, никого не беспокоили шприцы на улицах, проститутки на углу. Это была среда моего детства», - вспоминает Джо.
Он крайне редко дает интервью. На вопрос, как все началось - ему отвечать очень больно. Отца Джо потерял, когда ему было 12 лет – его убили при попытке ограбления. В одном из самых криминальных районов города мама растила Джо одна. Двенадцать лет назад ей поставили диагноз: глиобластома, злокачественная опухоль мозга.
«Я был с ней в больнице, переводил, ругался со страховой компанией, чтобы оплатить лекарства, химиотерапию и операции… И я никогда не чувствовал себя таким ничтожным, маленьким, и лишенным всякой надежды. Оглядываясь назад, сейчас, через 12 лет, я понимаю, какое влияние оказала на меня эта потеря. И боль, которую я пережил…. Наверно это самое ужасное в жизни, видеть, как у тебя на руках стремительно умирает самый любимый человек и понимать, что ты не можешь это остановить этими самыми руками», - говорит Джо Фикалора.
Чтобы взять себя в руки, Джо решил изменить свой район. Хотя бы внешне. Он начал стучать в чужие двери. Даже соседи его не узнавали: «Они говорили, мы помним тебя прежнего чисто выбритого и в галстуке, а сейчас ты,: ну как это сказать…бородатый и в трениках…Что случилось с тобой? Я отвечал, что потерял свою маму, и, кажется, рассудок тоже, и сейчас я пытаюсь вернуть себя к жизни. В общем, вы не против если я покрашу ваши стены? И они такие – делай что хочешь…».
Он хотел просто забыться. Джо начал искать уличных художников и предлагать холсты – стены в обмен на талант и краски. В Нью-Йорке, где граффити до сих пор считается порчей частной собственности и наказывается как минимум штрафом – это был шанс заявить о себе. Это сейчас муралы специально заказывают, чтоб повысить цену и спрос на безнадежные районы, стрит-арт как допинг для заброшенных улиц стал повсеместным. А в нулевых и десятых этот тренд только начинался. И объединение @bushwickcollective стало первым и осталось бескорыстным хабом свободных художников.
«Стрит-арт напоминает саму жизнь – это истории – слой за слоем. Это потрясающе видеть, как люди совершенно бескорыстно собираются вместе, видеть, как искусство рождается через боль. Я в жизни не мог представить себе, что я стану чем-то значимым для этой культуры стрит-арта и граффити», – признается Джо .
Благодаря Джо, Бушвик стал синонимом стрит-арта. Туристы со всего мира выходят с той же станции метро, где был убит его отец, но видят совершенно другие картины. Теперь это «место силы» всех уличных художников мира и Джо Фикалоры лично, его вечный антидепрессант.
Форум