Линки доступности

Габриэлюс Ландсбергис: «Наша цель, чтобы Кремль признал свое поражение»


Министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис
Министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис

Глава внешнеполитического ведомства Литвы рассказал о позиции своей страны по отношению к России, ЕС и блоку НАТО

Следующий саммит НАТО пройдет в Вильнюсе 11-12 июля этого года. Не только Украина, но другие страны Европы и члены альянса связывают с ним большие планы. Президент Литвы Гитанас Науседа в комментариях литовским СМИ рассказал, что президент США Джо Байден планирует посетить столицу Литвы во время саммита североатлантического блока.

А на этой неделе столицу США - Вашингтон посетил министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис (Gabrielius Landsbergis, Minister of Foreign Affairs of Lithuania), внук председателя Верховного Совета Литовской ССР Витаутаса Ландсбергиса, при котором была принята декларация о восстановлении независимости Литвы, и страна стала первой, которая вышла из состава распадающегося СССР.

На дискуссии в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) Габриэлюс Ландсбергис сравнил тот исторический момент с сегодняшней ситуацией.

«Тогда не все западные страны и их лидеры были за это. Некоторые страны просили нас не делать этого. Был страх перед тем, каким образом Советский Союз распадется, что холодная война обострится из-за падения Берлинской стены. Многим казалось, что, если Литва вырвется на свободу, то последует эскалация. Руководство СССР могло отреагировать на это крайне плохо», - рассказал Ландсбергис.

«Можем ли мы представить, что будет, если Россия потерпит поражение? Может ли кто-нибудь похуже Путина прийти к власти, если он потеряет власть? Насколько страшными могут оказаться потрясения в России? И есть ли что-то, что нас может привлечь в ней? - подобные вопросы задавались перед распадом Советского Союза. И говорили, что после Горбачева может прийти кто-то похуже, но появился Ельцин, и этот период стал одним из самых обнадеживающих лет за сто лет в истории России», - напомнил Ландсбергис.

Глава внешнеполитического ведомства Литвы заявил, что сегодня «опять некоторые на Западе опасаются» того, что произойдет, если Россия будет побеждена. Многие страны не могут «представить ядерную державу, постоянного члена Совета безопасности», в роли проигравшего войну с гораздо меньшим соседним государством.

«Может быть Кремлю надо где-то подушку положить, чтобы при падении, падать было не так больно?» - иронизировал над такой позицией Ландсбергис, добавив. - «Так вот я напоминаю: мы не боялись, и теперь не надо бояться. Теперь Россия, которая сама начала эту войну, должна “проиграть”, а Украина должна победить. И из этой победы появится мир, которого желают все, хотя больше всех - украинцы».

О разнице взглядов между Западной и Восточной Европой

Ландсбергис говорил о том, что «прекрасно понимает насколько по-разному на Россию смотрят страны Западной и Восточной Европы». Он отметил, что с годами «конвергенции между двумя частями Европы стало больше, чем раньше».

По словам министра иностранных дел Литвы «страны Балтии всегда говорили, что Россия - империалистическая держава, напоминающая империи европейского континента 19-го века, до того, как они рухнули».

Это означает, что РФ смотрит на соседние страны, как на «сферы влияния», требуя, чтобы эти страны «не смели выбирать себе иных гарантов безопасности». И Россия считает, что имеет право на агрессию.

«В 2000 году, когда Литва только присоединилась к ЕС, нас называли “параноиками”, когда мы говорили это. В 2008 году мы сказали, смотрите: “Россия напала на Грузию, разве этого недостаточно?”. В 2014 уже началась оккупация Украины. Вот почему я говорю, что существует много свидетельств того, что Россия является агрессивным соседом, с которым мы не хотим иметь никаких дел», - подчеркнул Ландсбергис.

Он объяснил, почему для многих стран на восточном фланге НАТО Россия представляет собой экзистенциальную угрозу:

«Когда мы говорим о российской угрозе, мы думаем о Буче, об Ирпене, о других трагических событиях в Украине. Для Франции и Германии сегодня все это - часть политических дебатов. Для нас это - реальность», - объяснил литовский министр.

Пора заканчивать обращать внимание на «красные линии» Кремля

По словам литовского министра, когда Запад играет «короткими партиями», это дает надежду Путину, потому что «время на его стороне, хотя это его последняя партия».

Концепция «красных линий» для Путина - это инструмент контроля над Западом, считает глава внешнеполитического ведомства Литвы. Он уверен, что то, что для Путина Крым - это «красная линия» - миф, который Запад создал сам.

«Многие из экспертов из российской оппозиции, живущие на Западе, считают, что на самом деле Крым, это не “красная линия”, а то, что должно произойти, потому что это будет
настоящим уроком для Кремля», - пояснил он.

«Если мы поддадимся концепции “красных линий”, мы позволим путинской риторике управлять собой. Мы можем остановить это. У нас есть средства, у нас есть сила, у нас есть способности, у украинцев есть воля. Отличное сочетание. Это очень редко случалось в истории», - убежден Ландсбергис, напомнив, как Путин, «отступал», после поставок HIMARS, Patriots, а теперь уже и тяжелой бронетехники и самолетов, каждый раз угрожая «последней красной линией».

Как Россия воспримет свое поражение, и что это значит для европейской безопасности?

Признание своего поражения Россией, Ландсбергис считает «целью для западных стран и будущим поворотным пунктом в истории».

«Россияне должны признать, что они проиграли так же, как они проиграли в Афганистане. Россия должна потерпеть поражение, как когда-то в русско-японской войне 1905 года», - пояснил министр.

Ландсбергис уверен, что в этом случае, «не избиратели, а те люди, которые дали Путину мандат на власть, признают, что он проиграл», что это было ужасно плохое решение, ошибочное в своей основе, и «такое не должно повториться».

«Тогда европейский континент уже будет на безопасном пути. А в России начнутся перемены. Я уверен, что, рано или поздно, Россия изменится», - заявил Ландсбергис.

Он считает, что альтернатива этому может оказаться «опаснее, чем сегодняшняя ситуация». По его словам, если поражения РФ не произойдет и Путин сможет «преподнести народу какие-то действия на фронте», как свою победу, то откроется новая опасная страница для всего европейского континента.

«Тогда нам придется защищать не только Украину, Грузию и Молдову, а восточный фланг НАТО. Даже “безграничная дружба” между Китаем и Россией может работать по-разному: в случаях, когда Россия смирилась со своим поражением, или когда Россия выиграла войну. Между победившей Россией и агрессивным Китаем может возникнуть опасное партнерство», - подчеркнул министр иностранных дел Литвы.

Министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис на дискуссии в Центре стратегических и международных исследований (CSIS)
Министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис на дискуссии в Центре стратегических и международных исследований (CSIS)

«Мы все должны взять на себя обязательства по достижению конечной цели, потому что все мы боремся за то же, за что борется Украина: либо агрессивная Россия, постоянно воюющая со своими соседями, сотрудничающая с Китаем, и собирающаяся еще больше подорвать глобальную безопасность, либо - мы останавливаем это здесь и сейчас», - заявил Ландсбергис.

Суд над военными преступниками и репарации

Литва вместе с несколькими другими европейскими странами и глобальными партнерами неоднократно заявляла, что, расследований Международного уголовного суда будет недостаточно.

«Когда дело доходит до военных преступлений, как правило, в большинстве случаев, за это отвечает солдат, совершивший преступление. Иногда можно заполучить генерала, отдавшего приказ. Почти не бывает, что генерал сам отдал приказ совершить преступление на войне, напасть на мирных жителей и изнасиловать», - сказал министр.

Он отметил, что есть «дополнительное» преступление, которое называют «матерью военных преступлений»: это - «преступление агрессии», и оно должно быть расследовано.

Главным препятствием, которое предстоит преодолеть, Ландсбергис считает то, что «свидетельство агрессии есть, но в мире не так много прецедентов суда над ней».

Министр иностранных дел уверен, что придется создавать специальный трибунал под эгидой ООН путем голосования на Генеральной Ассамблее.

Также Ландсбергис не сомневается, что конфискованное имущество России, денежные и другие активы «можно и нужно использовать для восстановления Украины».

«Однако мы всегда напоминаем себе, что одна из вещей, которые мы защищаем в Украине и во всем мире, это - верховенство закона. Это означает, что, несмотря ни на что, мы все равно должны соблюдать законы и правила, которые, сохраняют целостность нашего общества. То же самое относится и к арестованным активам», - подчеркнул министр.

Саммит в Вильнюсе будет показательным и важным для многих стран

Габриэлюс Ландсбергис отметил, что столица Литвы, которая летом примет делегации стран альянса и стран-партнеров, находится в 40 километрах от границы с Беларусью, союзным с агрессором государством.

«Это будет довольно сильным сигналом для всех», - заверил Ландсбергис, рассказав, что помимо украинской темы, на нем будут обсуждаться вступление Швеции и Финляндии в альянс, а также возможные отношения НАТО с Китаем.

«Я сторонник глобального подхода: “НАТО и партнеры”, потому что мир взаимосвязан. Представьте, если Китай станет инвестором оборонных предприятий России, или даже начнет восстанавливать технологические производства в РФ, например, начнет строить заводы под Санкт-Петербургом. Ведь даже это повлияет на безопасность Северной Атлантики», - подчеркнул министр.

Соседство с Беларусью, во главе которого находится диктатор и союзник Кремля является серьезной проблемой для Литвы. Это хорошо понимает литовский министр:

«Геополитически и стратегически для нас, это большая проблема, учитывая, что у нас 700 километров общей границы, и Беларусь теперь стала военным полигоном, базой для организации атак российской армии на Украину. Это тревожный сосед, если не сказать больше. И эта страна имеет ограниченный суверенитет, входя в союзное государство с РФ. Но что вселяет в меня надежду, и чего мы не можем забыть, так это то, что я хотел бы назвать “внутренним суверенитетом” Беларуси. Одно дело: политический суверенитет, а другое дело - это суверенитет духа народа, который живет внутри народа там, где люди хотят свободы».

Форум

Читайте также

XS
SM
MD
LG