Линки доступности

Киносмотр в Берлине проходит в виртуальном формате


Логотип фестиваля Берлинале-2021
Логотип фестиваля Берлинале-2021

Берлинале-2021 сохранил статус эпатажного фестиваля

В Берлине продолжается международный кинофестиваль, 71-й по счету, но первый за всю историю этого крупного смотра, переведенный в онлайн-формат. Из-за пандемии коронавируса фестиваль, обычно проходящий в начале февраля, перенесен на март и поделен, как длинный фильм, на две «серии».

Первая фестивальная пятидневка проходит сейчас, в начале марта, и завершится в пятницу, 5 марта. Впрочем, в ближайшие субботу и воскресенье устроители обещают вновь показать фильмы-победители в нескольких категориях.

Решения о наградах, в том числе и в главной конкурсной категории, примут члены международных жюри. Часть из них приехали в Берлин оффлайн и позировали для фестивального онлайн-буклета в пустом кинозале, соблюдая социальную дистанцию. Другие члены жюри предпочли участие в формате онлайн. Они смотрят фильмы по стримингу, как и все журналисты, аккредитованные на фестивале.

Вторая «серия» Берлинале запланирована на начало лета и пройдет с 9 по 20 июня. Объявлено, что для публики в городских и пригородных кинотеатрах, в том числе под открытым небом, будут показаны премированные фильмы. Другие подробности летней программы пока не объявлены.

Прелести перевода

Несколько лет назад Тимур Бекмамбетов поразил Берлин экспериментальным фильмом «Профайл». Действие его происходило лишь на компьютерных экранах, что, собственно, и дало название новому формату – скринлайф.

В престижной внеконкурсной секции «спецпоказы» на нынешнем фестивале демонстрируется камерный фильм «Уроки испанского» (Language Lessons), который можно причислить к категории скринлайф. Два героя, богатый 45-летний американец Адам из Калифорнии, и молодая кубинка Кариньо, живущая в Коста-Рике и подрабатывающая онлайн-уроками, общаются только по Интернету. Адам – гей, и его супруг дарит ему на день рождения сто уроков испанского языка. Учительницей, каждую неделю ведущую дистанционные уроки с Адамом, становится Кариньо. Но когда на Адама обрушивается большая беда, ниточка виртуального общения с обаятельной, хотя и скрытной латиноамериканкой становится для Адама крайне важной.

«Уроки испанского»
«Уроки испанского»

Кариньо играет режиссер фильма Натали Моралес. Она актриса, кубинка по происхождению. В роли Адама выступил актер и режиссер Марк Дюпласс, с которым Натали играла вместе в телесериале HBO «Комната 104». В новой их совместной работе дуэт получился отменный. На суперкрупных планах соврать невозможно, любая, самая маленькая фальшь бьет в глаза. Тонкую, сложную, трепетную динамику меняющихся от раза к разу отношений Кариньо и Адама фильм передает очень убедительно. Это, конечно, романтическая мелодрама, в которой находится место и для печали, и для юмора.

«Химия» и жизнь

Конечно, главное внимание на Берлинале приковано к конкурсным показам. В этой программе – 15 лент из разных стран, которые претендуют на несколько наград в разных категориях, главная из которых – «Золотой медведь».

Мария Шрадер, известная немецкая актриса, у которой автор этих строк четыре года назад брал интервью для «Голоса Америки» по поводу выхода на экраны ее режиссерской работы, фильма о Стефане Цвейге, участвует в конкурсе Берлинале-2021 фильмом «Я –твой человек» (I am Your Man).

Сюжет интригует с самой завязки. Алма (актриса Марен Эггерт) – ученый-исследователь древней клинописи в музее Пергамского алтаря в Берлине. Ее уговаривают поучаствовать в необычном эксперименте. На три недели в ее квартире поселится робот-гуманоид, запрограммированный стать для нее идеальным спутником жизни. Задача нелегкая. Незамужняя Алма – человек с трудным характером, колючая, нетерпимая к любой пошлости и банальщине.

«Я - твой человек»
«Я - твой человек»

Но роботу Тому (Дэн Стивенс), стройному красавцу с бархатным голосом и пронзительными голубыми глазами, удается, хотя и не без комических провалов, подобрать ключики к сердцу Алмы. Как и всегда в умной фантастике, наследующей проблематику Роберта Шекли и Айзека Азимова, спецэффекты не важны (их в картине фактически нет), а важны раздумья на бездонную тему идентификации человечности. В наш век неуклонного приближения к эпохе, когда искусственный разум станет для людей чем-то реальным вроде нынешнего электрического автомобиля без водителя, поиск ответа на вопрос о природе и специфике гуманизма станет насущной потребностью.

В основу фильма «Я – твой человек» положен рассказ современной писательницы Эммы Браславской. Надо отдать должное Марии Шрадер: она сумела, конечно же, с помощью актеров, создать «химию» в отношениях «синего чулка» и электронного «жиголо». Наверное, сказался ее собственный актерский и режиссерский опыт. В 1999 году она получила актерского «Серебряного медведя» за роль в фильме «Эйми и Ягуар». Работала с такими мастерами, как Питер Гринуэй, Агнешка Холланд и Маргарете фон Тротта. В прошлом году Мария стала первым немецким режиссером, получившим премию «Эмми» за популярный сериал «Неортодоксальная».

Экзистенциальный скандал

Берлинале входит в большую европейскую тройку фестивалей наряду с Каннами и Венецией. Выделяет его повышенный радикализм и политическая ангажированность. И еще любовь к скандалам, когда в программу непременно включают откровенно провокативный фильм, вызывающий бурную реакцию масс медиа и публики.

В этом году на роль анфан-террибля претендует румынский режиссер Раду Жуде, снявший фильм с говорящим названием «Неудачный трах, или безумное порно» (Bad Luck Banging or Loony Porn).

«Неудачный трах, или Безумное порно»
«Неудачный трах, или Безумное порно»

Начинается картина порнороликом, на котором запечатлен без купюр секс между героиней фильма Эми, учительницей престижной частной школы, и ее мужем. Позднее выяснится, что этот ролик, не предназначенный никому кроме этой пары, попал в Интернет. И пусть они в масках, знакомые их легко опознали. Разгорелся большой скандал, порно разлетелось по соцсетям, и Эми грозит увольнение. Руководство школы созывает родительское собрание, на которое и направляется Эми, бодро вышагивая по улицам Бухареста.

Фильм структурирован как некий ретро-водевиль. Отдельные фрагменты повествования разделены игривыми стилизованными заставками. Центральная его часть, своего рода урбанистическое роуд-муви, перерастает в экзистенциальный портрет города, страны и мироздания. Это, наверное, первый игровой фестивальный фильм, в котором ковид – непременная составляющая жизни, где все участники трагикомедии предстают в масках, как, впрочем, и прохожие, встречающиеся Эми.

Пытливая кинокамера режиссера делает, казалось бы, необязательные боковые движения, фиксируя уличные сценки, ссоры, реплики прохожих и прочий «белый шум». В какой-то момент в этот ассоциативный нарез добавляются кадры хроники второй мировой войны, Холокоста, правления Чаушеску и революции, его свергнувшей.

Но вот начинается собрание. Горячо выступают и противники, и защитники Эми. И сама она умело и юридически грамотно оправдывает себя. Страсти накаляются, особенно после того, как видеокомпромат снова как главную улику показывают участникам собрания на «таблетке». Дебаты превращаются в безумный трибунал, где обвинения людей, явно осмелевших под масками, звучат не только в адрес «порноучительницы». Как будто прорывается гнойник тотального недовольства, и стрелы летят в евреев, цыган, «либералов» и другие привычные для определенной публики мишени. Румынский режиссер виртуозно использует структуру многоголосого сатирического памфлета, которая была обкатана Эльдаром Рязановым в «Гараже».

Признанный экспериментатор и социальный критик, Раду Жуде снимает кино с 2006 года, касаясь самых острых тем для румынского общества, включая, участие на стороне нацистов во Второй мировой войне, Холокост, антисемитизм, конформизм и продажность в эпоху Чаушеску, неоднозначные последствия революции 1989 года. Жуде получил «Серебряного медведя» в Берлине в 2015 году за историческую реконструкцию сельской жизни в Румынии 19-го века в картине «Браво!». Не исключено, что и на этот раз ему улыбнется удача в виде фестивального приза.

XS
SM
MD
LG