Линки доступности

Беларусь: репрессии против независимых журналистов ужесточаются


Эксперты подчеркивают, что режим Лукашенко преследует журналистов и подавляет независимую прессу на протяжении всех 27 лет его пребывания у власти

Согласно докладу международной неправительственной организации «Репортеры без границ» (Reporters sans frontières) за 2020 год, Беларусь находится на 158-м месте из 180-ти во всемирном рейтинге свободы прессы. По сравнению с 2019 годом республика опустилась на пять пунктов.

Одной из причин этого является усиление преследования журналистов после оглашения официальных итогов президентских выборов в РБ, и последовавших за этим массовых акций протеста.

О том, в каком состоянии подходит страна к Всемирному дню свободы печати, отмечаемому 3 мая, корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовала с заместителем председателя Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) Борисом Горецким.

«Задержания журналистов продолжаются и сейчас, правда, не так массово»

Прежде всего, он с сожалением констатировал, что место Беларуси в рейтинге «Репортеров без границ» соответствует действительности. «Если власти думают, что нашей Ассоциации, или какой-нибудь правозащитной организации нравится такое низкое место нашей страны в международном рейтинге свободы прессы, то они сильно заблуждаются. На самом деле, это очень печально и для журналистов, и для правозащитников. Мы столкнулись с небывалой в истории независимой Беларуси волной репрессий», – свидетельствует Горецкий.

Заместитель председателя БАЖ отметил, что в прошлом году в Беларуси подверглись задержанию около 500 журналистов, которые в общей сложности провели свыше 1 200 суток. Более 60 журналистов пострадали от насилия со стороны милиции и ОМОН, а трое из них были обстреляны резиновыми пулями. «У нас бывали периоды, когда одновременно административные аресты отбывало до 20 журналистов. Все это, в конце концов, свелось к уголовному преследованию, сейчас 12 представителей медиа находятся в неволе по разным уголовным статьям – 11 в тюрьмах и один под домашним арестом», – продолжает собеседник «Голоса Америки». И подчеркивает, что самым знаковым эпизодом в этой череде стал приговор журналисткам телеканала «Белсат» Дарье Чульцовой и Екатерине Андреевой (Бахваловой) к двум годам заключения в колонии общего режима.

В резолюции Палаты представителей Конгресса США, одобренной 21 апреля, приводятся свидетельства репрессий против граждан Беларуси, выражавших несогласие с режимом Александра Лукашенко, в том числе – против журналистов, которых неоднократно задерживали во время протестов. Особо отмечено дело популярного блогера, медиаконсультанта Белорусской службы Радио Свобода Игоря Лосика. Недавно исполнилось 300 дней, как он находится в СИЗО по обвинению в участии в организации массовых беспорядков. Шесть недель он держал голодовку протеста.

Помимо уголовного преследования корреспондентов действующая власть оказывает давление и на различные независимые издания. Так, ряд газет были запрещены к печати и распространению, а самый крупный интернет-портал TUT.by минувшей осенью был лишен статуса СМИ.

«Задержания журналистов продолжаются и сейчас, правда, не так массово, как осенью, потому что протестных акций сейчас нет. Но 25 марта у нас была небольшая уличная акция, и милиция похватала всех участников, а журналистов – в первую очередь. Вот в таких условиях нам сейчас приходится жить и работать», – подытоживает Борис Горецкий.

«Мы имеем дело с обычным отношением этой власти к журналистам»

Собственный корреспондент «Новой газеты» в Минске Ирина Халип отметила, что ее удивило не 158-е место Беларуси в рейтинге «Репортеров без границ» за 2020 год, а то, что до этого страна занимала более высокие места. «На самом деле, ситуация со свободой слова (в Беларуси) какая была, такая и осталась. А именно – полное отсутствие этой свободы», – отметила она.

И напомнила, что погибшие Дмитрий Завадский и Павел Шеремет были арестованы в Беларуси по уголовным делам еще в 1997 году: «Однако тогда почему-то Беларусь не занимала “почетное” 158-е место».

По мнению собкора «НГ», отличие нынешней ситуации со свободой СМИ от предыдущих лет не в размахе репрессий против журналистов, а в массовых протестах, начавшихся в августе прошлого года. «Если бы такие протесты случились два – три гола назад, все было бы точно так же. Поэтому уровень репрессий прямо пропорционален градусу напряжения в обществе. Белорусские журналисты были бесправными и беззащитными всегда. Мы имеем дело не с внезапно проснувшейся властью, которая решила полностью уничтожить журналистику. Мы имеем дело с обычным отношением этой власти к журналистам и а свободе слова», – убеждена Ирина Халип.

По ее словам, теперь белорусским журналистам придется учиться работать в новых условиях. И если сравнивать ситуацию в Беларуси и в России, где пополняется список СМИ – «иностранных агентов», то в Беларуси журналисты, работающие на зарубежные издания, должны получать аккредитацию в Министерстве иностранных дел. «И если такой журналист напишет что-нибудь, выходящее за рамки (установленные властью), то он будет лишен аккредитации в МИДе. А это означает, что он не имеет права на профессиональную деятельность, потому что тем самым он нарушает законодательство в области информации», – продолжает собкор «Новой газеты» в Беларуси.

Несколько лет назад за работу без аккредитации задерживали и судили корреспондентов телеканала «Белсат». «Сейчас дело дошло до реальных сроков по уголовным статьям – я имею в виду замечательных Катю Андрееву и Дашу Чульцову.

Но дело в том, что “Белсат” много лет подряд каждый год подавал заявки на аккредитацию, и никогда еще ему эту аккредитацию не давали. Я сама так работаю последние 17 лет, и могу сказать: так работать можно. Но моей любимой “Новой газете” безразлично то, что я не могу попасть, например, на пресс-конференцию министра сельского хозяйства. А те, кому в силу профессиональных обязанностей необходимо получать официальную информацию, получать комментарии и договариваться об интервью, не имеют на это права без аккредитации, а чиновники не имеют права эту информацию им предоставлять», – характеризует ситуацию Ирина Халип.

И заключает, что теперь журналистам негосударственных СМИ придется учиться работать в подпольных условиях. «Я не думаю, что большое количество журналистов покинет Беларусь. Журналист – это не программист, он слишком врастает в свою среду, от которой просто невозможно оторваться», – считает собственный корреспондент «Новой газеты» в Минске Ирина Халип.

Белорусские уроки для российских журналистов

Политический аналитик, журналист телеканала "Белсат" Игорь Ильяш, муж находящейся в заключении Екатерины Бахваловой, считает, что отсчет новой волны репрессий против негосударственных СМИ в Беларуси нужно вести с июня прошлого года, когда стала набирать обороты предвыборная президентская кампания. При этом, вслед за Ириной Халип, он отмечает, что ситуация со свободой прессы в стране была тяжелой все 27 лет правления Александра Лукашенко. "Но тем не менее, периоды репрессий сменялись периодами "оттепели". Кроме того, власть сама разделяла издания на те, которые она подавляла с особой жестокостью, и на те, которые использовали не столь жесткую риторику, и к ним применялись ограничения общего характера, и им более-менее позволялось работать. Можно вспомнить эпизоды, когда Лукашенко давал интервью радио "Свобода", "Еврорадио" и TUT.by, причем, последний в том момент даже не имел статуса СМИ", – описывает ситуацию прошлых лет в Беларуси собеседник "Голоса Америки".

При этом, по оценке Игоря Ильяша, можно проследить следующую закономерность: чем увереннее себя чувствует режим Лукашенко, чем сильнее власть – тем ниже уровень репрессий. И, соответственно, наоборот – чем выше в стране накал протестных настроений, тем сильнее "накат" на журналистов. "В 2020-м году режим Лукашенко столкнулся с беспрецедентным накалом по своим масштабом протестом. И "подстрекателями бунта" режим объявил независимые СМИ. И тогдашний министр внутренних дел, генерал-лейтенант милиции Юрий Караев объявил, что акции протеста организовываются и координируются через Телеграм-каналы и стримы независимых журналистов ", – напоминает хронику событий журналист "Белсат".

После этого Александр Лукашенко заявил о необходимости лишить иностранные СМИ аккредитации.

Пик силовых действий против независимых журналистов пришелся на протестные акции сразу после объявления Лукашенко переизбранным на очередной срок президентом РБ. "Большую огласку получил случай, когда в упор стреляли резиновой пулей в журналистку "Нашей Нивы" Наталию Лубневскую. А некоторые наши коллеги попали в Окрестино и пережили все те же издевательства и пытки, что и другие задержанные", – отметил Игорь Ильяш в разговоре с корреспондентом Русской службы "Голоса Америки". И добавил, что все эти действия властей, скорее всего не были направлены именно против журналистов, а, скорее были продиктованы общим испугом Лукашенко и его окружения, не ожидавших такого масштаба общественного протеста.

Но, примерно в конце августа прошлого года сохраняющая власть администрация Лукашенко обозначила политику на ужесточение репрессий именно против представителей неправительственных СМИ. "Именно тогда по время очередной акции протеста задержали свыше 40 журналистов. Большинство было отпущено в тот же вечер, но это была демонстративная отработка тотальной зачистки информационного пространства. А с сентября подобные действия с последующими административными арестами на 15 суток и более стали массовыми. И это изменило режим работы журналистов в Беларуси в принципе", – считает Ильяш. Кстати, и сам Игорь тогда же был подвергнут административному аресту на 15 суток.

А следующим этапом давления властей республики на журналистов, по оценке сотрудника телеканала "Белсат", стали уголовные дела против журналистов, возбуждаемые с ноября 2020 года.

В конце беседы Игорь Ильяш посоветовал российским журналистам изучать белорусский опыт. В частности, корреспонденты ряда российских независимых СМИ полагают, что если они будут демонстрировать сотрудникам Росгвардии жилетки с надписью "Пресса", это может уберечь их от попадания в автозак. "Для нас такие заявления звучат несколько наивно, потому что мы стараемся на любой акции быть наименее заметными. Потому что журналистов будут задерживать в первую очередь. И фактически, работа независимых СМИ в Беларуси дрейфует в сторону партизанской тактики. И, работая во время уличных акций, журналисты стараются как можно меньше привлекать к себе внимание, что повышает их шансы остаться на свободе. И это то, с чем, я думаю, в ближайшее время будет сталкиваться независимая журналистика в России", – резюмирует Игорь Ильяш.

XS
SM
MD
LG